Дыхание – это жизнь. И, кажется, нет ничего более естественного для человека, чем дышать. Но даже в этой естественной системе могут быть сбои, оказывающие влияние на наше здоровье, самочувствие и наше звучание…
В прошлый раз мы говорили о том, где лучше заказать футболки для хэлловина, а сегодня поговорим о важной теме нашего дыхания и голоса.
Дыхание – это жизнь. И, кажется, нет ничего более естественного для человека, чем дышать. Но даже в этой естественной системе могут быть сбои, оказывающие влияние на наше здоровье, самочувствие и наше звучание…
Как уже говорилось в прошлом номере, дыхание – естественная опора голоса. Качество звучания нашего голоса зависит от того, насколько глубоко и спокойно наше дыхание. Если дыхание правильное, то львиная доля проблем с голосом отпадает. Есть брюшное дыхание (диафрагмальное), есть грудное.
Диафрагмальное (брюшное) дыхание связано с использованием движений диафрагмы и брюшных мышц для осуществления полного глубокого дыхания. Именно оно является единственно правильным. Такое дыхание при рождении дается нам всем. Но с возрастом оно может меняться. Особенно это касается женщин, так как они более эмоциональны. А при сильном эмоциональном возбуждении мы дышим часто, прерывисто, вследствие чего воздухом наполняется только верхняя часть легких, и дыхание становится поверхностным. Поэтому при таком дыхании поднимается грудь. У мужчин это бывает реже.
Также важны такие показатели как частота дыхания. В йоге нормой считается около 6 вдохов-выдохов в минуту, но реально у взрослого человека 12-15 вдохов и столько же выдохов в минуту. Выдох должен быть в 3-4 раза длиннее вдоха.
Еще один постулат — дышать нужно носом. Только этот орган предназначен для дыхания. Только в случае высокой физической нагрузки, рот может быть задействован в дыхании.
Диафрагма — самая мощная дыхательная мышца. При постановке правильного дыхания именно на ее тренировке нужно делать акцент.
Самое простое разминочное упражнение: дышать, положив одну руку на живот, а другую – на грудь. При вдохе рука, лежащая на
1c48
животе, выталкивается наружу, а при выдохе — движется внутрь. Рука, располагающаяся на груди, должна оставаться неподвижной. В этом случае наглядно видно как собственно происходит процесс правильного дыхания.
Для того чтобы брюшное дыхание стало естественным и легким, нужна достаточно большая амплитуда диафрагмы. Как ее увеличить? Итак, вдохнули животом как можно больше воздуха. Не спеша. Растянули живот и диафрагму. Представьте себя воздушным шариком. Задержите дыхание. А теперь — выдох, фиксированный и целенаправленный. И на выдохе мы произносим звук «с». Выдох обязательно должен быть равномерным. Как начали, так и закончили. Повторите несколько раз.
Еще для тренировки диафрагмы полезно, как ни странно, пугаться. Испуг – называется в академическом вокале резкий вдох через рот. Хотя самый наглядный пример это хекающая собачка. Попробуйте «похекать» так же — высунув язык, быстро-быстро дышать. Вы заметите, как активно работает диафрагма в этом упражнении. Кстати, у животных тоже дыхание правильное от природы.
Очень, важен в звуковедении долгий выдох — для того, чтобы говорить долго без остановки. Как известно, колыбелью риторики и ораторского искусства является античность. Так вот тогда считалось, что чем длиннее строка, произнесенная на одном выдохе, тем лучше. Бытует легенда, что однажды один чтец задохнулся прямо во время чтения речи, так ему хотелось произвести впечатление своим умением. Достаточно хорошим результатом будет, если вы сможете, предварительно сделав глубокий вдох, выдыхать воздух не менее 20 секунд. Для наглядности возьмем небольшой листок бумаги и приложим к стене. Затем делаем целенаправленный долгий, равномерный выдох и держим им листок у стены. Как можно дольше. Без рук — только выдохом!
Подключим воображение. Давайте представим, что перед нами три свечи. Нам нужно распределить один выдох так, чтобы воздуха хватило затушить их. Итак вдох… Спокойный, естественный. И тушим свечи. Затем распределяем выдох на 5 свечей.
Усложняем задачу – 7 свечей. При этом следите, пожалуйста, чтобы у вас не зажималось ничего в теле, расслабленно все делаем. Потому что любой зажим будет сказываться на голосе, звучании и, соответственно, на дыхании. Дыхание должно быть свободным легким и естественным.
Достижением науки в области решения проблем с дыханием и голосом можно считать разработку советской оперной певицы Стрельниковой Александры Николаевны. Знаменитая «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» широко используется в разнообразных тренингах по освобождению голоса, для лечения и профилактики бронхиальной астмы и других заболеваний. Если сделать весь комплекс стрельниковской дыхательной гимнастики, изменения в лучшую сторону будут слышны сразу же. Правда, на короткое время. Перед переговорами, когда нет времени для длительной подготовки, 5-10 минут дыхательной гимнастики придадут объемности и легкости вашему звучанию.
Особенность дыхательной гимнастики Стрельниковой — вовлечение в процесс дыхания диафрагмы. Это способствует установлению правильного диафрагмального дыхания. Суть гимнастики заключается в тренировке форсированного, резкого как хлопок, вдоха через нос. Приблизительно 3 вдоха за 2 секунды с последующим самопроизвольным выдохом через нос или рот. О выдохе думать не нужно, организм сам его делает. Считать и тренировать нужно только вдохи! Это очень важно. Параллельно с дыханием делаются несложные физические упражнения.
Разминочное упражнение «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки воображаемому «зрителю», локти опущены. Поза как-будто вы готовитесь поймать мяч.
Делайте резкий, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки остаются неподвижны, сжимаем только ладошки. Все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.
Сразу же после вдоха выдох уходит самопроизвольно через нос или через рот. В это время кулачки разжимаются самостоятельно, кисти рук на мгновение расслабляются. И повторяем так несколько раз.
Упражнение «Насос»
Начальное положение: стоим прямо, руки опущены вниз. Наклоняемся к полу: спина при этом круглая, голова опущена (смотрит в пол, важно шею не тянуть и не напрягать, руки тоже спущены). Делаем вдох в самой низкой точке поклона.
Медленно приподнимаемся, но не выпрямляемся полностью — в этот момент медленно выдыхаем через нос или через рот. Снова наклоняемся и одновременно с поклоном делаем короткий шумный вдох. Потом выпрямляемся, медленно выпускаем воздух через нос или через рот.
Важно провести подряд 8 поклонов-вдохов, после чего отдохните 3-5 секунд — и снова 8 поклонов-вдохов. Норма — 96 вдохов-движений на одно упражнение (по 4 вдоха-движения 24 раза или по 8 вдохов-движений- 12 раз). Это так называемая стрельниковская «сотня».
Стрельниковской гимнастике вы можете научиться в специальных центрах, на тренингах или самостоятельно, используя обучающие видео, литературу.
В следующий раз мы разберемся в таких понятиях, как тембр голоса, его высота, гибкость и способы влияния на них.
Марта МАКСИМЕНКО
Добавить комментарий