ЖАДНЫЙ РЕБЕНОК, ЧТО ДЕЛАТЬ

Каждому родителю неоднократно приходилось видеть, как их дети порой слишком болезненно реагируют на то, что кто-то пытается взять их любимые игрушки. Малыш начинает кричать, плакать, злиться, ругаться или даже драться. Стоит отметить, что ля маленьких детей 2-3-х лет такое поведение нормально, так как почти каждый ребенок в этом возрасте является эгоцентриком, когда в первую очередь для него существует только он сам и его любимые игрушки. Поэтому поделиться с кем-то его собственной игрушкой для него может быть невозможным. Настойчивые требования родителей могут привести к обиде, ведь малыш начнет думать, что раз мама просит отдать игрушку другому мальчику, значит, она любит чужого ребенка больше.

В таких ситуациях нельзя ругать ребенка и пытаться пробудить его совесть. Лучше всего переключить внимание детишек на что-нибудь другое – увлекательную игру, сказку и т.д. Вы увидите, что вскоре ваш ребенок сам поделится своей любимой игрушкой с новым другом. В этом случае не забудьте тут же похвалить ребенка.

Если же это не помогает и между детьми назревает большая ссора, то лучший выход – уйти с детской площадки. Сделать это нужно спокойно и без криков – просто собрать игрушки и забрать малыша со словами «нам уже пора домой». Также родителям следует запомнить одну простую вещь – не нужно брать на детскую площадку слишком дорогие и красивые игрушки, которые тут же станут предметом вожделения других детей.

Чувство «своего» и «чужого» является необходимым для нормального развития ребенка. Сначала в категорию «свое» входят люди, позднее – предметы, игрушки. Естественное чувство собственности поддерживают и развивают взрослые, окружающие ребенка: дарят ему подарки, покупают ему свой стульчик, горшок, кроватку, учат беречь свои вещи. Но когда чувство собственности переходит из категории естественного (я знаю, что это мое, и я рад этому) в неестественное (я знаю, что это мое, и никому этого не дам), тогда оно получает название «жадность».

Жадности дети быстро обучаются в саду, где мало своего, но много общего, и кто быстрее ухватил игрушку, тот и играет с ней. Но эта жадность, все-таки, временно обусловленная и проходящая при условии, что она не получает подкрепления со стороны родителей («нечего разбазаривать свои вещи»; «положишь машинку в свой шкафчик и никому не давай, а то сломают» и т.д.).

Жадность, как выраженная черта характера, встречается у детей, чьих родителей можно мягко назвать бережливыми, экономными или прижимистыми. В случае если ребенок уже получил обидное прозвище «жадина» и переживает из-за этого, родителям полезно начать решительное наступление на свой собственный характер.

Помимо самой распространенной и, увы, самой тяжелой для исправления причины, описанной выше, существует еще несколько классических поводов к развитию жадности. Основной из них – неправильное отношение родителей к чувству собственности у ребенка. Они могут или вообще не признавать право малыша на свою собственность или, наоборот, попустительствуют этому праву развиться до неограниченных размеров.

К примеру, в авторитарной семье, где контролируется каждый шаг ребенка, родители могут ограничивать его в естественных проявлениях собственности (ты еще мал, не дорос, не заслужил, чтобы иметь свой собственный велосипед, игру, время и т.д.) или изводить замечаниями, если ребенок испортил (запачкал, порвал) свою вещь. Тогда у малыша вырабатывается понятное чувство страха за свои «выстраданные» игрушки и вещи, что может спровоцировать появление жадности.

В семьях, стесненных в материальном плане, также может подавляться право ребенка на что-то свое. Там все общее: ребенок донашивает одежду старших, доигрывает в их игрушки и так во всем. Это уязвляет и часто порождает зависть, а, получив, наконец, что-то только для себя, ребенок начинает придавать своей вещи непомерное значение, которого она, в действительности, не имеет.

В последнее время отмечается другая крайность: жадность все чаще встречается в состоятельных семьях с одним ребенком. Тут родители своим потаканием каждой детской прихоти способствуют тому, что чувство собственности развивается несоответственно возрасту и статусу ребенка, принимая уродливые, гипертрофированные формы в виде полного эгоизма и жадности, ненасытности. У ребенка все есть, а ему мало.

Чтобы побороть детскую жадность во всех этих случаях, родителям надо обратить пристальное внимание на самих себя, свои собственные установки. Потому что, как справедливо гласит пословица: дети – это зеркало жизни родителей. А на зеркало пенять нечего, ведь оно отражает лишь наши изъяны!

Некоторы советы как отучить ребенка жадничать

  • Уважайте собственность ребенка, не отбирайте игрушки насильно, постарайтесь переключить внимание малыша. Не заставляйте малыша делиться своею собственностью, ведь тогда вы покушаетесь на нее, и он может перестать вам доверять.
  • Поощряйте ребенка. Чаще внушайте ему, что он добрый, храбрый, щедрый! Используйте для этого специальные истории о щедрости и доброте.
  • Всеми силами помогайте ребенку создавать лучшее представление о самом себе. Ведь все люди ведут себя на основе представлений о самих себе.
  • Не стыдите и не наказывайте ребенка. Один единственный случай щедрости превратите в событие!
  • Называть ребенка «жадиной» не стоит. Таким образом, вы еще больше заострите внимание ребенка на его поведении, а это может усилить склонность к жадности.
  • Предоставляйте ребенку возможность проявить свою щедрость, помогайте ему, подсказывайте, как это сделать лучше.
  • Показывайте малышу уроки щедрости на своем примере. Делитесь с малышом и с другими людьми, в его присутствии.
  • В обществе детей научите ребенка меняться игрушками. Но сначала предупредите его, что  нужно спросить разрешения у соседа.

Пример сказкотерапии

В жаркой Африке в домике у реки жили дружной семьей бегемотики. У Папы-бегемота всегда было много дел. Утром он отправлялся занимать самое лучшее место в реке — такое, чтобы можно было весь день нежиться на солнышке, а если станет очень жарко — поглубже зарыться в ил. Вечером же Папа-бегемот шел поужинать на пастбище. Так что домой он приходил только отдохнуть после тяжелого рабочего дня.

Его жена была довольно стройной среди бегемотов молодой мамой (чем она, безусловно, очень гордилась). Утром она собирала мужу скромный завтрак, потом мыла посуду, наводила порядок в доме и между делом растила их маленького сыночка.

Бегемотик Сева — так звали малыша — был славным. Он очень любил своих родителей и игрушки, которые ему часто покупали. А еще Бегемотик Сева любил гулять. И когда он вместе с Мамой-бегемотихой шел на прогулку, то с гордым видом вез за собой небольшую тележку с игрушками: пусть все видят, как у него их много. Остановившись на берегу реки, Бегемотик Сева начинал по очереди показывать всем кораблик, мячик, совочки для песка, ведерко и водяную меленку. Потом, сидя на теплом песке, Бегемотик Сева начинал играть: копал ямки, делал куличи. Он всегда играл один и очень не любил, когда другие малыши интересовались его игрушками. «Мама, этот Поросенок мешает мне копать!» — жаловался Сева на детеныша Бородавочника. «Мама! А эта Лошадка и Бычок хотели взять у меня мяч! Фу, противные!»

Маме-бегемотихе не нравилось, что ее Севу кто-то беспокоит, и она сразу же приходила сыночку на выручку, громко рыча: «Играйте в свои игрушки и не приставайте к моему Бегемотику!» Севу же она хвалила: «Ты очень бережливый, хозяйственный — никому не даешь своих игрушек. Весь в меня, мой Бегемотик!»

Вот только малыши-зверята, живущие на берегу, прозвали Бегемотика Севу жадиной. С каждым днем желающих поиграть с ним становилось все меньше. И вскоре уже никто не тревожил «бережливого» Бегемотика.

Надо сказать, что Сева не просто жадничал. Для него это была своеобразная игра — не дать другим то, что им очень хочется взять. Кроме того, Мама-бегемотиха ошибалась, считая своего сына бережливым. Бегемотик Сева часто терял совочки и формочки, ломал игрушки. Да и зачем следить за игрушками, если у тебя их много и ты их никому не даешь?

Дела шли своим чередом. Как-то раз Бегемотик Сева сидел на желтом песке и строил башню. Никто не подходил к нему и ничего у него не просил. Сева посмотрел вокруг, и ему вдруг стало грустно. Он увидел, как весело Жеребенок с Ге-ленком гоняют что-то очень похожее на мячик, и подумал: «У меня есть настоящий мячик, но мне почему-то грустно…» Недалеко в тени дерева Поросенок рыл канал для щепочки, а потом запускал ее туда и радостно прыгал вокруг. «А у меня есть красивый кораблик, но мне скучно…» — снова подумал Бегемотик Сева.

Вечером за ужином родители Севы заметили, что с их любимым сыночком что-то не так.

—  Отчего ты такой грустный, дорогой наш ребенок? Опять кораблик поломался? — спросил Папа-бегемот.

—  Наверное, наш Бегемотик перегрелся на солнышке и заболел! — испугалась Мама-бегемотиха.

— Нет, мама, я здоров….Просто я расстроен, потому что у меня совсем нет друзей.

— Как, у такого молодца, у такого Супер-бегемотика нет друзей? — удивился Папа-бегемот. — Это очень странно. Пожалуй, завтра я посмотрю за тобой у реки.

— И по дому похозяйничай, — робко предложила Мама-бегемотиха.

Папа Бегемот на секунду задумался, но потом согласился:

— А что, давай!

Наступило следующее утро. Мама-бегемотиха ушла на пляж, а Бегемотик Сева вместе с Папой-бегемотом занялись домашним хозяйством. Конечно, каша у Папы-бегемота получилась не такая вкусная, зато он разрешил сыну помыть тарелки и даже не ругался, когда Сева случайно разбил одну из них. Наконец настало время для прогулки.

На берегу реки шумно резвились детишки-зверята. Бе-гемотик Сева уселся на песке и стал грустно копать.

—  Ну, Сева, веселее! — подбодрил сына Папа-бегемот и начал насыпать рядом большой песчаный холм.

—  Папа, а что ты делаешь? — удивился Бегемотик.

— Увидишь, помогай!

Тут к ним подошел Поросенок.

— Хрю, а можно с вами? — неуверенно спросил он. «Симпатичный Поросенок», — подумал Папа-бегемот, а затем сказал:

— Давай присоединяйся, гора должна быть большая! Вскоре все зверята на берегу реки участвовали в игре, организованной Папой-бегемотом, они расхватали все совочки Севы, и песчаная гора росла на глазах.

— А у меня нет совочка, — чуть не плакал Бегемотик Сева.

— Вот, держи, — сказал Папа-бегемот, отдавая ему свой совочек. — Для любимого Бегемотика ничего не жалко.

—  Спасибо! — поблагодарил малыш.

Потом в середине горы сделали углубление, и Папа-бегемот отправил зверят за водой. Все побежали к реке и стали носить воду, как на пожар.

—  Кратер вулкана полон! — торжественно воскликнул Папа-бегемот.

С этими словами он взял палочку, ковырнул краешек горы, и вода ринулась на свободу. Папа-бегемот наблюдал за этим и думал: «Капельки воды, собравшись вместе, способны разрушить большую гору, чтобы вернуться к своим друзьям-капелькам в реку».

Всем было весело, и игру повторяли несколько раз. И Папа-бегемот продолжал наблюдать, как сильный поток воды, сломав преграду, бежит к реке.

Когда зверята устали играть, Папа-бегемот позвал Севу:

— Сева, подойди ко мне, пожалуйста. Вот тебе конфеты — угости зверят.

Бегемотик взял конфеты и позвал Поросенка.

—  Вот, угощайся, — сказал он.

—  Спасибо, я очень люблю эти желтенькие конфетки! — поблагодарил Поросенок.

Бегемотик Сева раздавал конфетки и видел, как радуются зверята. Он тоже вдруг почувствовал большую радость оттого, что сам делает приятное для других. И на сердце у Севы стало легко и хорошо, ведь за время игры никто не назвал его жадиной.

А Папа-бегемот лишь смущенно улыбался, наблюдая за сыном.

—  Знаешь, сынок, — сказал он, — дружбу надо беречь. Ведь когда у тебя есть друзья, любая игра становится еще интереснее. Будь проще, делись с другими, и с тобой будут дружить.

На следующее утро на прогулку с Севой пошла Мама-бегемотиха. На берегу реки Бегемотика радостно встретил Поросенок, и они вместе стали играть на песке.

— Сева, подойди ко мне, пожалуйста, — позвала сына Ма-ма-бегемотиха. — Вот, возьми яблоко, а то до обеда еще далеко.

—  А у тебя не найдется еще одного яблока для моего друга Поросенка? — спросил Бегемотик Сева.

— Нет, но все равно угости друга! — И с этими словами Мама-бегемотиха разломала яблоко на две части.

С тех пор у Бегемотика Севы появилось много друзей. Они вместе играли, менялись игрушками. А если кто-то из зверят начинал жадничать, Бегемотик Сева объяснял ему, что играть сообща гораздо приятнее и интереснее.

Кроме того, Бегемотик Сева вместе с Папой-бегемотом придумали новую африканскую традицию — субботний пикник на берегу реки, на который каждая звериная семья приносила лакомство к общему столу.

Мама-бегемотиха тоже решила не отставать и открыла клуб, где стала делиться секретами красоты и воспитания детей с другими мамами.