Сейчас очень популярны все производные слова от «Креативность». Есть даже некая мода на то, чтобы быть креативным. В описаниях вакансий, в требованиях к соискателям, работодатели все чаще требуют креативность как обязательное качество. И далеко не только в дизайнерских и рекламных фирмах, а и в больших, серьезных корпорациях. Однако, несмотря на такую популярность этого слова, не так уж много людей верно воспринимают и понимают, что значит быть креативным.
Сейчас очень популярны все производные слова от «Креативность». Есть даже некая мода на то, чтобы быть креативным. В описаниях вакансий, в требованиях к соискателям, работодатели все чаще требуют креативность как обязательное качество. И далеко не только в дизайнерских и рекламных фирмах, а и в больших, серьезных корпорациях. Однако, несмотря на такую популярность этого слова, не так уж много людей верно воспринимают и понимают, что значит быть креативным.
В голове обывателей чаще всего креативные люди бывают дву
b50
х видов. Первые – это чудаки вроде Альберта Эйнштейна. Такие себе рассеянные гении. Они придумывают разные идеи, переворачивают сознание людей, но при этом полностью отрезаны от социального мира. Вторые – это различные люди творческих профессий: художники, дизайнеры, фотографы, модельеры и т.д. То есть часто креативными называют тех, кто кажется особенным, необычным. Как будто креативность обозначает некую избранность, недоступную всем.
На самом деле, креативность – это не какая-то уникальная черта и не фантастический талант. Известный психолог Абрахам Маслоу считал, что креативность — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Само слово «креативность» является новообразованным словом. Оно пришло в нашу речь из английского языка, и является дословным аналогом слова creativity. Если посмотреть перевод слова creativity, у него есть два основных значения:
— творчество, как процесс,
— креативность, как свойство личности
Если пойти дальше и посмотреть толкования этих переводов, то получим следующее. Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Креативность — творческие способности индивида, а именно готовность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.
Если говорить еще проще, то креативность – это умение создавать что-либо новое. Причем в качестве нового необязательно выступают шедевральные произведения искусства, изобретения для патентов, необычные изделия или идеи. Этим новым может быть что угодно. Вы придумали новое блюдо для семьи – вы скреативили. Вы придумали, как красиво украсить стол – вы скреативили. Вы написала четверостишие для друга – вы скреативили. То есть областей, где каждый из нас может творить и создавать, огромное количество. И умение придумывать и создавать – это такое же умение как писать или читать.
Единственное отличие креативных людей от некреативных – это то, что креативные люди себя таковыми считают. Но почему одни себя считают креативными, а другими нет? Причин для этого очень много, но почти все они идут из детства. Если коротко, то они выглядят так:
— У ребенка есть склонность к одному виду творчества, а родители заставляют заниматься чем-то другим. И, например, вместо талантливого художника вырастает посредственный пианист. Такой ребенок будет страдать, что не умеет рисовать, и при
2d40
этом никогда не будет играть по собственной воле. Поэтому он перестает творить совсем.
— В жизни многих «некреативных» людей в детстве был человек, который все попытки свободного творчества очень резко критиковал и ограничивал. Или сравнивал с другими детьми и высмеивал. Для ребенка — это очень сильный шок. Потому что творчество для детей – это необходимая потребность. Они всегда творят ради процесса и никогда не оценивают свои произведения. Но если их творчество начать критиковать, они приходят к выводу, что они бездарны и навсегда отказываются от дальнейших творческих проявлений.
— Часто бывает, что родители хотят сделать своего ребенка великим и для этого требуют от него невозможного. Ругают за малейшие промахи и ждут только идеальных работ. А если ребенок сделал что-то не очень хорошо, то наказывают его или говорят, что не будут его любить, если он будет не успешен. Для ребенка потерять любовь родителей равносильно смерти и поэтому он старается делать все, чтобы этого не допустить. Ему нужны только идеальные работы. Но поскольку настоящее творчество невозможно без ошибок и промахов, то ребенок решает совсем исключить творчество, нежели допустить хоть малейшую оплошность. У такого ребенка будет навсегда искалечена не только творческая судьба, но и просто жизнь. Потому что он будет всегда себя оценивать по своим достижениям и очень сильно наказывать за ошибки.
— Когда дети маленькие, они все очень любознательные, творческие, задают много необычных вопросов, которые заставляют задуматься многих взрослых. И если заниматься с детьми, развивать и поддерживать их любознательность, то можно запросто вырастить гением любого. Но ведь как раз именно любознательные и активные дети являются проблемой для спокойных родителей, воспитателей в садах и учителях в школе. Такие дети требуют много внимания, а, кроме того, часто ставят своими вопросами взрослых в тупик. И те, чтобы не сильно напрягаться и не выглядеть дураками, начинают всячески ограничивать детскую инициативу и проявления. Но делают они не потому что «плохие», а потому, что сами были воспитаны в подобных условиях и не знают, что надо делать. Поэтому вместо того, чтобы развивать эти творческие умения, детей приучают быть послушными, хорошими и мыслить «как надо, как все». И когда такие дети вырастают и становятся взрослыми, у них уже нет нужды и желания творить. Они привыкли быть «некреативными».
О том, что будет, если не развивать в себе творчество и что надо сделать, чтобы вернуть себе утраченную способность творить, я напишу в следующий раз.
Мария ЖИГАН, бизнес-тренер, гештальт-терапевт.
Добавить комментарий