Вдохновляющие истории сказочников

В прошлый раз мы с вами говорили о сказках и о том, как с их помощью влиять на поведение ребенка. Мы узнали, что сказки – это средство передачи опыта и знаний «из уст в уста» и что именно метафорический язык является естественным для маленького человечка. Сегодня же я вам хочу поведать об еще одной области приложения сказок – области обучения и саморазвития. 

 

Сидя под палящим солнцем, мальчик наблюдал, как молодой человек сосредоточенно откалывал куски от большой скальной глыбы.

— Почему ты это делаешь?

— Потому что внутри спрятан Ангел, и он хочет выйти наружу, — ответил Микеланджело.

Автор неизвестен.

 

В прошлый раз мы с вами говорили о сказках и о том, как с их помощью влиять на поведение ребенка. Мы узнали, что сказки – это средство передачи опыта и знаний «из уст в уста» и что именно метафорический язык является естественным для маленького человечка. Сегодня же я вам хочу поведать об еще одной области приложения сказок – области обучения и саморазвития. 

 

Еще в давние времена умение рассказывать истории поощрялось обществом. В традициях каждого народа существовали люди, так называемые рассказчики. В Африке это были гриоты, в Европе — трубадуры, шуты и менестрели, у кельтов — барды, а в Индии — пандиты. В средние века сказочников стали ценить  и уважать в обществе, допускать в суды и разрешать говорить все, что им хочется в форме историй, дабы передавать опыт и традиции народа. Интересен тот факт, что сказочник давал священную клятву о том, что он будет интересно излагать точную информацию, и его истории будут запоминаться. Сказочники того времени нашли секреты для запоминания таких историй: создание ярких образов в воображении людей.

 

Кстати, молодым родителям также советуем посмотреть новинку — вот такой мощный пылесос появился уже в продаже в Украине. Среди множества других моделей пылесосов, это очень удачная модель, которая станет для любой семьи настоящей находкой. В магазине Алло действует сейчас выгодное предложение. Спешите воспользоваться им.

 

На сегодняшний день, современные исследования мозга подтверждают этот факт. Мы лучше всего учимся и запоминаем, если:

  • информация является частью более широкого контекста

Исследования показали, что когда студентам новый предмет подается вместе с историей, с определенным контекстом, то запоминание повышается. Наличие контекста или «концептуальной рамки» помогает человеку найти связь со своим опытом, и тогда информация легко запоминается.

  • информация новая и интересная

Если информация негативная, то в организме повышается уровень гормона кортизола. Если же информация позитивная, то повышается уровень адреналина, и соответственно увеличивается активность. Именно гормоны и их уровень действуют на память как фиксатор. И если уровень гормонов высок, то такую информацию человек хорошо запомнит. Вспомните неприятные события. И вспомните что-то радостное и волнующее. Живые и яркие образы, метафоры помогают нам запоминать и учиться новому.

  • информация вызывает эмоции

Эмоциональный центр мозга расположен совсем рядом с отделом мозга, который отвечает за хранение воспоминаний. Поэтому мы так легко запоминаем то, что связано с любыми сильными эмоциями. Хорошая и интересная история вызывает массу эмоций: интерес, любопытство, удивление, воодушевление или печаль, гнев или шок. Известный психотерапевт Милтон Эриксон часто удивлял людей своими историями, которые могли шокировать и одновременно помочь увидеть картину не из своих привычных шаблонов поведения.

  • расслабление на фоне бодрствования

Исследования показали, что в работе мозга существует различная волновая активность, от бодрствующего состояния до глубокого сна. И учеными доказано, что человек качественнее усваивает информацию не в бодрствующем состоянии, а в состоянии расслабления на фоне бодрствования (альфа-волны). История или сказка является эффективным способом достичь такого состояния.

 

Итак, сказки – это мощнейший инструмент саморазвития и обучения, как себя, так и других людей. С помощью истории вы можете взглянуть на свои вопросы с другой точки зрения. Вы можете провести параллели между историей и своей жизнью, вы можете найти ответ, а можете использовать истории при общении с другими людьми. На сегодняшний день рассказывание сказок активно используется на тренингах и психологических консультациях, а также в процессе коучинга. Но ведь можно пользоваться этим методом и в жизни!

Хотите стать запоминающимся человеком, быть душой компании? Тогда добро пожаловать в мир волшебства!

 

Существует множество способов работы с историями в обучении, психотерапии и коучинге. Один из них — это саморазвитие с помощью поиска «Своего смысла».

 

На Востоке притчи еще с давних времен использовались как мягкий метод целительства. В те времена вместо назначения таблеток практиковали «прописывание» истории, притчи или сказки. И человек размышлял над ней, пока не происходил переход фокуса внимания в другую плоскость, откуда Видение ситуации под другим углом.

 

В Бангкоке есть храм, который называется Траймит. В нем находится знаменитая статуя «Золотого Будды». Но она не всегда выглядела так, как сейчас. Много лет назад статуя была полностью скрыта под гипсом. Ее истинный облик обнаружился только тогда, когда один монах заметил, что кое-где гипс стал крошиться и предложил почистить и обновить статую.

 

И монахи заметили под гипсом что-то желтое и блестящее. Дальнейшие исследования показали: монахам принадлежит не обычная гипсовая статуя Будды, не представля­ющая особой ценности, как они всегда думали, а статуя из чистого золота. Говорят, буддистские монахи много лет назад замаскировали драгоцен­ную статую тонким слоем гипса, чтобы защитить от грабителей и мародеров.

 

Так Золотой Будда из Бангкока вернул себе заслуженную славу. И если вы отправитесь в этот храм и увидите статую, то непременно заметите на безмятежном и величественном лице Будды полную блаженства улыбку. Улыбку человека, ко­торый много лет хранил свою прекрасную тайну.

 

Сядьте удобно, закройте глаза, обратите свое внимание на вдох и выдох, и подышите, таким образом, пару минут. Вспомните текст истории, которую вы прочитали и подумайте над тем, что она для вас может значить. После того, как начнет приходить понимание, еще в течение 2-3 минут концентрируйтесь на нем и ответьте для себя на вопросы:

  • Как новое понимание можно использовать в моей жизни?
  • Как это понимание может помочь переосмыслить события прошлого?
  • Как это понимание можно использовать для моего будущего, и в каких ситуациях?

Используйте вдохновляющие истории для своего саморазвития и обучения. Впустите в вашу жизнь сказку и волшебство, и вы заметите, как жизнь наполняется красками, а вы становитесь интересной личностью для окрудающих. В следующем номере я расскажу Вам о том, как рассказывать истории и где черпать вдохновение.

 

Мария КАМЕГОРОДСКАЯ

Коуч, психолог, тренер

ТЦ «Ключ»

тел. 067 6 1111 26

www.key.biz.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.