Бизнес-тренер: профессия или увлечение?

С каждым годом на рынке консультационных услуг появляется все больше так называемых «бизнес-консультантов» и «бизнес-тренеров». Бизнес-тренер – человек, который обучает (рассказывает, тренирует, меняет что-то в людях). И области обучения очень обширны. В тренеры идут психологи, бизнес-консультанты и те, кому хочется работать с людьми. Средний уровень таких тренеров – крайне низкий. Даже с большим опытом работы они остаются любителями. Тренерство (как и любое другое ремесло) – это определенные знания, навыки и форматы работы. Любители копируют внешний слой – само ведение тренинга (информация, задания на игры и упражнения, кейсы).

 

С каждым годом на рынке консультационных услуг появляется все больше так называемых «бизнес-консультантов» и «бизнес-тренеров». Бизнес-тренер – человек, который обучает (рассказывает, тренирует, меняет что-то в людях). И области обучения очень обширны. В тренеры идут психологи, бизнес-консультанты и те, кому хочется работать с людьми.  Средний уровень таких тренеров – крайне низкий. Даже с большим опытом работы они остаются любителями. Тренерство (как и любое другое ремесло) – это определенные знания, навыки и форматы работы. Любители копируют внешний слой – само ведение тренинга (информация, задания на игры и упражнения, кейсы).

 

Бизнес тренер, стать бизнес тренером.

 

К примеру, Вы пригласили сантехника, а он оказался непрофессионалом – вы сразу видите результаты его работы, потому что у Вас есть четкое понимание того, что и как он должен сделать. У тренера результат наблюдается часто косвенно и без четких признаков качества. Именно это и позволяет огромной армии «тренеров» (не только в бизнесе) работать по принципу: 1) обещай все; 2) дай то, что можешь; 3) объясни, что это и было «всё». Особенно это касается разнообразных тренингов личностного и духовного роста.

 

Итак, профессиональный тренер – это человек со специальным образованием. Именно его квалификация позволяет ГАРАНТИРОВАННО НАУЧИТЬ группу людей определенному НАВЫКУ за короткое время. И он может продемонстрировать четкие критерии того, что работа сделана качественно. О работе профессионального тренера и критериях качества мы и поговорим. Для начала разделим форматы обучения.

 

Лекция – это выступление лектора перед аудиторией, цель которого донести до участников информацию. Для проведения лекции необходимо собрать информацию и внятно рассказать (прочитать) ее.

 

Семинар – это лекция, в которой могут быть практические демонстрации, упражнения и игры. Цель семинара – донести информацию и опробовать ее на практике. Для проведения семинара нужно собрать информацию, выбрать упражнения и примеры, подготовить игры (найти или придумать). Желательно иметь навыки оратора.

 

Тренинг – это встраивание НАВЫКА группе за ограниченное время. Цель тренинга – самостоятельное (за пределами тренинга) воспроизведение навыка участниками. Проведение тренинга состоит из двух больших частей: подготовка (90% тренерской работы) и ведение (всего 10%).

 

Ведение – простая, легкая часть работы, не требующая особой квалификации. Те, кто озабочен вопросами: что рассказывать, где бы взять еще игр и упражнений, что делать с трудной аудиторией, как утилизировать групповые сопротивления и прочее – просто не делают основную, тренерскую работу. Тренерская часть – это подготовка программы встраивания навыка.

 

Прежде всего, тренеру нужна МОДЕЛЬ НАВЫКА – описание структуры, программ поведения и мышления, которые автоматически воспроизводят нужный результат. И этот результат – можно НАБЛЮДАТЬ.

 

Например, модель рисования – ее результат можно наблюдать в виде нарисованных картин. Программы мышления обеспечивают запуск модели – что, когда и зачем рисовать. Программы поведения обеспечивают само рисование (как держать кисть/перо, с чего начинать, как наносить краску и пр.).

 

Написание профессионального тренинга всегда начинается с модели навыка. У тренера должно быть четкое представление, что и зачем он будет встраивать, в какой последовательности, что он должен наблюдать у группы в результате. В модели есть ключевые моменты, есть важные элементы и второстепенные. Так вот, встраивается в первую очередь наиболее важный элемент, без которого модель вообще не будет работать. Потом – следующий по важности, и так далее…

 

Например, когда учат играть на фортепиано, сначала «ставят» пальцы, потом играют гаммы, потом все остальное. Без правильной постановки пальцев играть все равно не получится, а с постановкой, опытом играть гаммы и знанием нот человек может сам учиться играть и совершенствовать навык.

 

Когда готов материал, пишется программа тренинга – тренерская пропись, которая предписывает КАК ВСТРАИВАТЬ. Механизмы и методы воздействия зависят от личного инструментария конкретного тренера, но в общем случае тренерская пропись может передаваться (с сохранением качества тренинга) между тренерами с одинаковой квалификацией.

 

Встраивание происходит по возможности неявно, чтобы участники не могли вмешаться в этот процесс и помешать тренеру делать свою работу. Полученный навык должен воспроизводиться автоматически, т.е. проявляться в жизни (а не только на тренинге), без участия тренера. Это можно обеспечить за счет многослойного воздействия на группу. То есть тренер передает информацию и опыт по нескольким каналам одновременно. Так как по разным каналам передается разная (и разнотипная) информация, сознания участников не хватает, чтобы отследить все. Это позволяет, отвлекая сознание информацией, производить сдвиги и коррекцию программ поведения и мышления. Также полезно использовать сплетенные тренинги – это когда в каждый момент времени встраивается несколько элементов модели одновременно, по элементу на каждый канал воздействия. Это позволяет еще сильнее спрятать воздействие от внимания участников и сэкономить (в том числе за счет сильного перегруза сознания) время обучения в несколько раз. Хороший уровень тренера – когда он использует 4-5 каналов воздействия одновременно.

 

Прописанный тренинг можно начинать внедрять. Результат уже с гарантией заложен в способе проведения и механизмах воздействия. Ведение тренинга – самая легкая часть. У тренера уже написано, что и как делать. Если группе интересно, ей нравится тренер – это всего лишь упрощает его работу по ОБУЧЕНИЮ и способствует привлечению новых клиентов. Группа чувствует, что тренер знает свое дело.

 

Есть несколько простых способов расположить группу к себе, понравиться ей. Главное правило здесь: «Тренер на группе – инструмент ведения тренинга». Он на работе, ничего личного. Его собственное мировоззрение, эмоции, способности – лишь инструмент для работы
b50
, не более. Группа пришла получить навык, тренер пришел его дать. Эмоции по отношению к тренеру уместны так же, как, например, эмоции по отношению к автомобилю – если он едет, вас все устраивает. Так что у профессионального тренера группа ведет себя так, как ему надо.

 

И напоследок: умение встраивать навык быстро и более чем одному человеку одновременно — суть квалификации тренера.

 

Шумаков Максим, тренер НЛП.

Днепропетровский центр НЛП.

Тел. 788-77-00

www.nlp.dp.ua