Детская психология Без рубрики Новые дети. Взрослеющие дети

Новые дети. Взрослеющие дети

На форуме нашего сайта появился вопрос следующего содержания: «Сложная ситуация с дочкой. Ей 12 лет, и она затягивает влияние другой девочки из класса. Подруга тянет курить, пить даже на уроках, ходить по очень опасным местам, подвергая жизнь свою и других детей опасности, унижает. Доверительные разговоры с дочкой не помогают. Запреты, наказания, ограничения – тоже.

 

На форуме нашего сайта появился вопрос следующего содержания: «Сложная ситуация с дочкой. Ей 12 лет, и она затягивает влияние другой девочки из класса. Подруга тянет курить, пить даже на уроках, ходить по очень опасным местам, подвергая жизнь свою и других детей опасности, унижает. Доверительные разговоры с дочкой не помогают. Запреты, наказания, ограничения – тоже.

 

В определенном возрасте все родители сталкиваются с подобной проблемой. Влияние на подростков друзей, звездных кумиров, киногероев или персонажей компьютерных игр неизбежно. Но почему же подросткам так необходимо кому-то подражать? И почему объектом симпатии зачастую выбираются настолько отрицательные, с точки зрения родителей, персонажи?

 

Также читайте интересный материал о том, как появляются Instagram подписчики, как увеличить их число качественно.

 

Все родители привыкли тревожиться, опекать и оберегать своих детей. Взрослые, как правило, требуют, чтобы они прилично выглядели и хорошо учились, были любознательными, не злились и не хамили. Осуждают «развязность» и «распущенность» своих детей. Родителями управляют собственные страхи. И, прежде всего, боязнь постареть и остаться в одиночестве, в «опустевшем гнезде».

 

Дети меняются и внешне и внутренне, но родители не всегда готовы видеть в подростке нового человека, у которого все иное – тело и эмоции, цели и идеи. Осуждение его поведения и внешнего вида позволяет сохранить иллюзию неизменности своей жизни: «мы продолжаем относиться к нему как к беспомощному ребенку».

 

Одной из главных задач возраста (11-15 лет) является развитие самоопределения. Но в тоже время перед подростком встает и другой вопрос, не менее важный, чем вопрос «Кто Я?». Это вопрос «С кем я?». Принятие сверстниками и идентификация с группой – самая насущная проблема в отрочестве.

 

В этом возрасте общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. В отношениях друг с другом подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Дети вступают в новый жизненный этап, когда личные взаимоотношения со сверстниками становятся образом жизни и инструментом развития личности подростка. Общение со сверстниками может как содействовать успешной социализации подростка, но, к сожалению, может и подтолкнуть его к негативному для общества поведению.

 

Они практически не расстаются друг с другом, большую часть дня проводят в школе на уроках, потом прогулка. Часами могут общаться по телефону, казалось бы, ни о чем. На самом деле эти разговоры помогают понять взрослеющей личности, кто он есть на самом деле, понять свои чувства и эмоции, назвать их. У друзей есть общие идеи, фантазии, секреты, у них есть даже свой собственный язык, не всегда понятный взрослым или посторонним людям.

 

Подросток наконец-то находит человека, о котором может с уверенностью сказать «Он/она чувствует также, как и я…». Когда у дочери или сына появляется лучший друг или подружка, прежняя
b50
связь с родителями ослабевает. Мамам и папам зачастую трудно смириться с этим, иногда даже кажется, что их ребенок попал под чужое влияние, находится в подчинении. Правда, зачастую за этим страхом скрывается обычное чувство ревности, родители больше не имеют прежнего влияния на своего ребенка. Более того, ребенок взрослеет и становится самостоятельной личностью. И у родителей больше нет нужды «все понимать» или стремится к максимальной близости со своим ребенком: у подростков это лишь вызывает тревогу.

 

Для родителей наступает пора отказаться от идеи «слияния» с ребенком, перестать проецировать себя на его формирующуюся личность. В отношениях с ним необходимо искать правильную дистанцию и не считать себя причиной (и виновником) всех трудностей своего чада.

 

Родителям лучше не задавать назойливых вопросов, но оставаться открытыми к разговору на любую тему. Если ребенок заговорит о чем угодно, если стремится к дискуссии (пусть даже она превращается в спор), значит, с ним все в порядке: между ним и родителями есть контакт. И это самое главное.

 

Очень важно поддерживать и эмоциональный контакт с ребенком, позволить ему доверять и слушать свои (а не родителей) чувства. Лучше предлагать детям альтернативу: «Ты можешь пойти с подругой/другом, а можешь провести вечер со мной». Но не стоит обижаться, и упрекать, если выбор будет в пользу друзей. Но в тоже время сын/дочь будет знать, что родители не отнимают его/ее свободу и считаются с мнением своего подростка. Взрослеющие дети, прежде всего, нуждаются в том, чтобы их слушали, сотрудничали с ними. Это для них гораздо ценнее и важнее, чем если бы их жизнь разглядывали «под микроскопом» или следили за каждым шагом и жестом.

 

Иногда кажется, что в отношениях с друзьями ребенок занимает ведомую роль. Это не совсем так. Отношения подростков не бывают односторонними, каждый из них дает другому что-то важное, необходимое для дальнейшего развития. Сегодня ведомая ваша дочь. Завтра она может обнаружить в себе внутренние ресурсы, силу и занять другую роль, попробует жить в ней. Подростки учатся жить, играть разные роли. Это нормальный и естественный процесс взросления. Каждый из нас через это прошел. Вот только многие взрослые часто забывают все нюансы этого деликатного процесса.

 

Многим из нас, не только детям, необходим кто-то, кому можно было бы подражать. Родители, друзья, звезды, начальники, литературные персонажи – мы состоим из «цитат». Вопрос в том, кто управляет – они нами или мы ими. Это просто еще один способ решить кем нам быть. Только взрослый уже может это понять и проанализировать, а подросток этому еще только учится.

 

Марина ЧУПР
34c6
ИНА, детский психолог, сотрудник Психологического Центра «Каллиопа». Тел.: 056-734-08-15; 097-156-50-96.

Related Post

ДЕТСКИЙ ЭНУРЕЗДЕТСКИЙ ЭНУРЕЗ

Детский энурез или недержание мочи – пожалуй, наиболее часто встречающаяся проблема в моей практике. Это болезнь для ребенка, беда для взрослых и одна из самых частых причин обращения к врачу. При

КАК БУДИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ ДОБРОЕ УТРО!КАК БУДИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ ДОБРОЕ УТРО!

Как же бывает трудно по утрам разбудить и собрать ребенка в детский сад. Он так сладко спит, а мы вытаскиваем его из сна, запихиваем еще сонное тельце в одежду, сильно

РЕБЕНОК РУГАЕТСЯ МАТОМРЕБЕНОК РУГАЕТСЯ МАТОМ

Многие родители нередко сталкиваются с такой ситуацией, когда их ребенок вдруг начинает произносить нецензурные слова. Родители недоумевают: ведь они всегда старались воспитать ребенка так, чтобы он был вежливым. И где

ФИЛИППИНСКИЙ ТЕСТ – БЫСТРАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕФИЛИППИНСКИЙ ТЕСТ – БЫСТРАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

У дошкольников в 5-6 лет происходит полуростовой скачок роста, который заключается в существенном удлинении рук и ног. Филиппинский тест — один из главных критериев «школьной зрелости». Проверка готовности к школе

ЕЩЕ ОДНА ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ТЕСТОВАЯ БЕСЕДАЕЩЕ ОДНА ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ТЕСТОВАЯ БЕСЕДА

Обычно в наших школах тестирование дошкольников перед поступлением в первый класс проводится проверка готовности к школе с помощью тестовой беседы, предложенной С.А. Банковым, которая позволяет определить степень психосоциальной зрелости (кругозор) ребенка.

«Закалённая» ли у Вас нервная система?«Закалённая» ли у Вас нервная система?

Ужа давно доказано, что все болезни от нервов. Если Ваш организм постоянно подвергается напряжению от неуравновешенной нервной системы, то и болеете Вы чаще. Насколько быстро Вы можете решить проблему и

ПОНЯТИЕ “ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ”ПОНЯТИЕ “ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ”

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙРЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

Как помочь ребенку стать менее агрессивным. Самое главное — научить ребенка разряжаться — избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Известен такой пример

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Мы знаем, что дети любят играть, поощряем их самостоятельные игры, покупаем игрушки.

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА УБИРАТЬСЯКАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА УБИРАТЬСЯ

Существуют причины, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Во-первых, порядок развивает. Мышление ребенка устроено таким образом, что его раз­витие происходит путем упорядо­чивания всего, что он видит. Если он постоянно

КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ СТРАХОВКАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ СТРАХОВ

В последнее время я все чаще сталкиваюсь в практике с родителями, вопрошающими. откуда берут истоки страхи у детей дошкольного возраста , какие причины страха у детей и как помочь ребенку

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ С РОДИТЕЛЯМИКАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

Совместный сон с малышом очень удобен для него и его мамы. Ребенок, который целых девять месяцев находился в теплом, мягком и тесном пространстве, после появления на свет не очень уютно

ЖАДНЫЙ РЕБЕНОК, ЧТО ДЕЛАТЬЖАДНЫЙ РЕБЕНОК, ЧТО ДЕЛАТЬ

Каждому родителю неоднократно приходилось видеть, как их дети порой слишком болезненно реагируют на то, что кто-то пытается взять их любимые игрушки. Малыш начинает кричать, плакать, злиться, ругаться или даже драться.

“ГДЕ НАШ ПАПА?”“ГДЕ НАШ ПАПА?”

В современном мире все чаще можно встретить женщин, которые решили родить ребеночка в одиночестве. И если раньше к таким женщинам относились с жалостью и сочувствием, а слово «безотцовщина» было неловким,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОРПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОР

В настоящее время я все чаще сталкиваюсь с такой неожиданной для меня проблемой – некоторые детки в возрасте от 2 до 4 лет бояться ходить по-большому…  Оказывается этот феномен вполне

СИБЛИНГИСИБЛИНГИ

Понятие «сиблинги» приобретает все большую популярность, означает это слово родных братьев и сестер, потомков одних и тех же родителей, детей одной семьи, но не близнецы. Так же термин употребляется и

День Святого Валентина — что подарить любимойДень Святого Валентина — что подарить любимой

Сейчас то время, когда каждый человек, который планирует свой день, время зря терять не будет. Потому, что время для каждого из нас — бесценное. В день Святого Валентина, отличным подарком

Ошибки начинающих волшебниковОшибки начинающих волшебников

«Измените жизнь к лучшему! Переведите свою жизнь на качественно новый уровень! Начните жить по-новому!» Как часто мы слышим эти смелые и многообещающие установки из разных источников, которые обещают нам, словно

Как влиять на поведение ребенкаКак влиять на поведение ребенка

Однажды решила ложка накормить манную кашу мальчиком. Манная каша вредная была, кушать не хотела. В тарелке расползалась, в ложку не садилась, кушать мальчика не хотела. И решила тогда ложка смекалку

Особенности поцелуевОсобенности поцелуев

Поцелуй с другим человеком трудно описать словами — это как поглощение его самого, будто заглатывание всего обожаемого объекта. Заметили ли вы, что с человеком проще заняться сексом, чем поцеловаться? Секс

Найдите свою страсть!Найдите свою страсть!

Жаль тех людей, у которых в жизни нет серьезного увлечения, сильной страсти. Многие думают только о том, как увеличить свой доход, заработать больше денег. «Но деньги ведь тоже нужны!» —

хайп-проектхайп-проект

Хайпы (с англ. HYIP — High Yield Investment Program) – это вкладывательные планы, которые платят заработок трейдеру за счет средств, которые инвестировали свежиеновые вкладчики. Другими текстами, хайп — это пирамида.