ДЕТИ-БЛИЗНЕЦЫ


В своей работе с дошкольниками я часто наблюдаю детей-близнецов. И, к счастью, такие детки моими клиентами еще ни разу не становились. Ко мне обращались мамы, папы, бабушки близнецов за какими-то советами по воспитанию, но деток таких на развивающие индивидуальные занятия я не брала, получалось работать с ними и наблюдать только на групповых занятиях, либо в повседневной жизни в детском саду.

Близнецы – это дети от одних родителей, развивавшиеся в течение одной беременности, и родившиеся в результате одних родов, почти одновременно. Выделяют однояйцевых близнецов (монозиготные, идентичные), которые образовались из одной яйцеклетки и оплодотворены одним сперматозоидом, где эта одна яйцеклетка в процессе разделилась на две части, такие близнецы обладают одинаковыми генотипами. Второй тип – разнояйцовые близнецы (дизиготные или двойняшки, тройняшки и т.п.), такие дети имеют разные генотипы, но на половину их гены сходны друг  с другом, в этом случае уже два сперматозоида оплодотворяют две яйцеклетки. Пока науке известны случаи, когда однояйцевых близнецов могла быть только пара, не больше, может родиться и три-четыре ребенка, но идентичными могут быть только двое.

Итак, что мы можем сказать о воспитании близнецов. В основном окружающие люди воспринимают их как одно целое, игнорируя их различия, зовут их каким-то общим именем или по фамилии, не всегда задумываются. что попросту путают их. В детстве близнецы почти всегда неразлучны, их одинаково одевают, они играют в одни и те же игры, читают одни и те же книги. Все это способствует полному отождествлению себя с близнецом, стремлению ничем не отличаться от него.

Частенько и сами родители поощряют это единение, которое может привести к замедлению развития личностей детей. Желание во всем походить друг на друга. порождает затруднения в формировании самосознания: дети путают местоимения «я» и «мы», позже других начинают правильно употреблять собственное имя, откликаются не только на свое, но и на имя второго близнеца. Бывает, что дети взаимодействуют только между собой, исключая из круга общения сверстников, а то и всех других людей. В такой ситуации возможно появление у детей так называемой «автономной» речи – непонятной для посторонних.

Затрудненный процесс осознания себя как отдельной, самостоятельной личности приводит к тому, что нарушения социальной адаптации могут сказываться и во взрослом возрасте: нередки случаи, когда близнецы отказываются учиться, работать или служить в армии в разных местах, они не готовы к созданию собственной семьи, их контакты с окружающими ограничены – от других людей они ждут того же уровня взаимопонимания, что и от брата (сестры), с которыми вместе с рождения. Встречающееся у близнецов четкое распределение ролей в паре очень устойчиво и может сохраняться на всю жизнь. Случаи полной взаимозависимости близнецов, которые могут существовать только как единое неразделимое целое (например, один умеет считать, а другой — писать), неоднократно описаны.

Чтобы избежать всех этих нежелательных последствий, родителям лучше с самого раннего возраста стараться вести себя таким образом, чтобы поощрять в детях независимость, осознание своего «Я», придавать значение их различиям, стараться называть каждого собственным именем, то есть именно относиться к детям как к двум отдельным и разным индивидам, а не как к «одному человеческому существу в двух экземплярах».

Однако, замечая и поощряя различия детей, следует соблюдать осторожность, так как близнецы могут ревностно, даже болезненно относиться к успехам и достижениям партнера. Иногда это порождает обостренную конкуренцию в их отношениях – вплоть до развития серьезного конфликта. Особенно это свойственно подростковому возрасту, когда близнецы начинают отдаляться друг от друга.