САМООЦЕНКА РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Адекватная самооценка – залог успеха любой личности. Умеренные амбиции, правильная оценка собственных сил, умение критиковать собственные поступки – все это помогает нам выбрать нужное направление саморазвития, научиться контактировать с окружающими людьми  и выбрать подходящую профессию. Закладывается самооценка уже в дошкольном возрасте. Родители – главные помощники в том, чтобы самооценка была не заниженной и не завышенной.

Ведущие ученые, изучающие психологию дошкольника, уделяли большое внимание именно исследованиям формирования самооценки детей и подростков. Под самооценкой понимается личностное развитие, участвующее в регуляции собственного поведения и деятельности, как ведущий критерий оценки личности, отражение его отношения к окружающему и внутреннему миру.

Главное значение играет самооценка в рамках исследования вопросов самосознания. Она характеризуется как центральное ядро этого процесса, критерий индивидуального уровня развития личности ребенка, его саморазвитие и самовоспитание в контексте с восприятием окружающего мира и общества.  К самооценке относят так же эмоционально-ценностное отношение личности к себе.

На развитие самооценки влияет множество факторов. Ведущими среди них можно назвать общение ребенка с окружающими людьми и собственная его деятельность. Во время общения ребенок усваивает виды оценок, критерии оценки поведения окружающих. Затем происходит их апробация в индивидуальном опыте. Ребенок узнает оценки, которые дают ему окружающие, определяет их критерии и способы, затем переносит их на свою личность. Так рождается оценивание им самого себя.

В состав самооценки входят две составляющих. Первая – это отражение знаний о самом себе. Вторая – отношение к самому себе как мера довольства собой. Эти две составляющие неразрывно связаны между собой. Невозможно вычленить в чистом виде ни ту, ни другую. Ребенок получает знания о себе в результате социализации, эти знания отражаются в проявлении тех или иных эмоций.

Ребенок начинает сравнивать себя с другими людьми, как сверстниками, так и взрослыми. Он может быть удовлетворен теми качествами, которые в нем к этому моменту сформировались, а может быть и неудовлетворен. Он знает, с какими эталонами нужно сравнивать собственные умения, но не всегда понимает, что в силу малого возраста, ему не дано уметь все то, что умеет взрослый. Задача родителей и воспитателей – помочь ему осознать эту причину и научить безболезненно воспринимать чужие успехи при собственных неудачах.

Начав общение с окружающими, дошкольник понимает существование самого себя в этом общении. Но он не знает о своих качествах. Он только принимает ту оценку, которую дают ему взрослые. «Ты молодец», – скажет ему мама, и ребенок знает, что он молодец. «Ты плакса», – скажет папа, ребенок знает, что он плакса. Но какое из определений хорошее, какое плохое – он не понимает. А вот когда начнет посещать детский сад и общаться с такими же, как он, оценки взрослых обретут смысл и начнут вызывать у малыша положительные или отрицательные эмоции.

Самооценка начнет развиваться гораздо позднее, уже после того, как ребенок научится распознавать положительную или отрицательную стороннюю оценку. Он должен заниматься определенными видами деятельности (игра, самостоятельное одевание, держание ложки, первые развивающие занятия) и сравнивать себя с другими детьми, чтобы понимать, что у него получается, что не получается. Ну а давать адекватную оценку своему знанию и незнанию он начнет в старшем дошкольном возрасте и в начальной школе. Дети 3-5 лет чаще дают себе завышенную оценку, нежели заниженную. Это связано с тем, что взрослые их больше хвалят, чем критикуют.

Чем раньше ребенок начнет общение с посторонними людьми (не с родственниками), тем раньше он научится сравнивать себя и других. Вам знакома ситуация, когда ребенка 2-х лет в яслях определяют в группу к полуторагодовалым деткам временно, до освобождения места в группе нужного возраста? Начавший довольно прилично разговаривать ребенок вдруг начинает лепетать едва понятные слова, даже забывать про горшок. Это результат сравнения себя и окружающих. Поэтому, не рекомендуется длительное общение малышей такого возраста с еще более младшими детками. Уж лучше попроситься временно в более старшую группу.

В процессе взросления и развития ребенка он уже не воспринимает оценку взрослых как единственно верную. Он уже сопоставляет ее с собственной оценкой.

Чем ближе к поступлению в школу, тем адекватнее ребенок осознает свои достоинства и недостатки. При этом он, конечно же, принимает во внимание отношение к ним окружающих. Если этого восприятия нет, личность ребенка не получит правильного развития, не сможет сознательно усвоить нормы поведения и ему будет все равно, какой образец для подражания выбирать. Но такая абсолютная неспособность к социализации наблюдается крайне редко. Здесь речь идет либо о психическом нездоровье ребенка, либо он не общался до школы абсолютно ни с кем, кроме родных.

Несколько советов взрослым, которые помогут в формировании адекватной самооценки.

  1. Нужно взять метод убеждения как ведущий в общении с ребенком. Взрослый является безусловным авторитетом для дошкольника, он – пример для подражания. Поэтому будьте осторожны в суждения и оценках. Одно неосторожно сказанное слово критики может перечеркнуть все, что сформировалось в характере ребенка.
  2. Из первого совета вытекает второй – суждения и оценки должны быть справедливыми, но осторожными, мягкими. Не должно быть только положительных оценок, ровно так же, как и постоянных отрицательных.

Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком болезненно относится к успехам сверстников, обижается на их высказывания в свой адрес, разговаривайте с ним, объясняйте ему, что нужно приложить усилия и научиться тому же, что умеют другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.