КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ СТРАХОВ

В последнее время я все чаще сталкиваюсь в практике с родителями, вопрошающими. откуда берут истоки страхи у детей дошкольного возраста , какие причины страха у детей и как помочь ребенку преодолеть страх. Поскольку мой сынок растет и развивается не по дням, а буквально по часам, меня заинтересовала эта проблема. Страх – это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая ребенка об опасности. Слабые или умеренные реакции страха считаются нормальными и адаптивными, побуждающими к осторожности в действительно опасных ситуациях. Однако страхи могут быть дезадаптивными в тех случаях, когда они становятся сильными и устойчивыми, тревожат ребенка в отсутствие потенциальной опасности и мешают нормальному выполнению физических, соц. и интеллектуальных функций. В психологии обычно выделяют два вида страхов:

  1. фобию – сильный и, до некоторой степени, иррациональный страх, непосредственно связанный со специфическими предметами, событиями или ситуациями;
  2. тревогу – смутное чувство беспокойства, опасения или обреченности, имеющее неопределенный или неспецифический источник.

Откуда же берутся детские страхи? Может действительно вылезают темной ночью из коробки с игрушками или из стенного шкафа? А может быть прилетают вместе с Бабой-Ягой в ее ступе? Детишки часто фантазируют подобным образом. В темной комнате страх может притаиться везде. И в тенях на стенах от проезжающих машин, и в ящике комода, и за батареей… Для ребенка это не пустые слова. Давайте посмотрим, как страх может прийти в гости к Вашему ребенку.

Вот некоторые факторы, которые могут  способствовать появлению разнообразных страхов у вашего ребенка:

  • Отсутствие разнообразных игр (подвижных, ролевых и др.) особенно среди сверстников. Т.к. игра всегда была и остается естественным способом изживания страхов (далее будет рассмотрено подробнее).
  • Гиперсоциализированная материнская забота. Это излишне строгая мать, запреты и ограничения которой диктуются по большому счету ее тревогой, стремлением предопределить образ жизни ребенка по заранее составленному плану. Упорядочивая жизнь ребенка, ставя его в строжайшие рамки, мама тем самым понижает свою тревогу. Давайте посмотрим, на подобную ситуацию глазами ребенка? Мама во всем ограничивает, почти приказывает сделать что-либо строгим голосом, вечно говорит «не успеешь, опоздаешь, выгонят из школы», заставляет все планировать наперед. Мы видим эмоционально холодную мать, которая у эмоционально-чувственных детишек вызовет беспокойство. К тому же вечное планирование у ребенка формирует детские страхи перед всем неизвестным: деятельностью, местом, людьми, спонтанностью. За своей холодностью чаще всего «мамы и папы» прячут внутренний страх перед свободным развитием жизни, перед ошибками, которые они могут совершить (а ведь все мы имеем право на ошибку), перед очередной непокоренной вершиной…
  • Гиперопекающая мать (родители). Если всегда и во всем оберегать, опекать ребенка, подавлять его самостоятельность, стараться предвидеть любое его действие, то напрашивается только один вывод, который, скорее всего, бессознательно и сделает ребенок: мама (и папа) все время меня охраняют и защищают, т.к. мир очень опасный и страшный! И этого мира, следовательно, надо бояться. Гиперопекающие матери всегда тревожны. Очень часто, сами того не замечая, они награждают ребенка кучами страхов. По словам мамы (папы, бабушек, дедушек) получается, что тебя обязательно собьет машина, укусит собака, поставят двойку, дядя милиционер заберет в тюрьму. Иногда в самой фразе уже содержится установка: «Не вертись по сторонам, а то попадешь под машину»; «Там не ходи, а то тебя обязательно убьют и ограбят»; «Не трогай нож, а то обязательно порежешься» и пр. Нам всем понятно, что подобными высказываниями мамы хотят предостеречь ребенка, но давайте отбросим первые части фраз…. Что у Вас получилось? Вот-вот. Сообщая ребенку правило поведения на дороге можно не прибегать к устрашающим напутствиям. Можно объяснить последствия нарушения правил, но другим способом, как говориться, не переходя на личности. Конечно же, мои, по сути, банальные примеры не раскрывают всей сущности материнской, человеческой тревожности, но суть проста: тревожная мама, всегда передаст часть своей тревоги ребенку, даже еще в утробе. Чем большим количеством правил насыщен быт семьи, тем выше в ней тревога и тем охотнее формируются детские страхи. Все хорошо в меру.
  • Конфликтные отношения родителей (особенно характерно для дошкольников) способствуют зарождению разнообразных страхов. Имеется в виду, что детские страхи (неважно какие) являются эмоциональной реакцией на ссоры в семье.
  • Состав семьи. В неполных семьях число страхов у детей дошкольного возраста выше, чем у детей из полных семей. В этом возрасте детишки особенно чувствительны к разрыву отношений между родителями.
  • Наличие страхов у родителей, семейных страхов, которые могут «передаваться по наследству» в прямом смысле слова. Особенно при общих конституциональных особенностях у родителей и ребенка. Например, мама частенько говорит, как бы между прочим, тяжко вздыхая, что у нас в роду многих съел рак. Маленький ребенок сначала думает, как же рак может съесть человека. Потом, с возрастом, понимание приходит – рак, онкология. Страх рака витает в семье, ребенок волей неволей заражается им. Вырастая, он постепенно узнает подробности, изучает тайком медицинскую энциклопедию и боится, боится, боится. Чаще подсознательно, не признаваясь себе в этом. Еще чаще вырастает ипохондриком (человек, излишне тревожащийся о своем здоровье). Таких примеров масса. Страх беременности, родов, разных болезней, незваных гостей, собак, незадернутых штор и пр.… Этот список можно продолжать бесконечно. Лучшая рекомендация для всех нас в подобных случаях: давайте прорабатывать наши страхи, и не нагружать ими наших детей.

Как бороться со страхами ребенка?

Чаще всего именно боящиеся дети ориентированы на восприятие только негативной информации. В постоянном ожидании неприятностей они теряют способность радоваться жизни. Испытывая постоянный страх, дети начинают избегать всего нового и чувствуют себя спокойно, только когда действуют по заранее известному плану, соответственно, разрушается их стремление к творчеству.

Изжитие страхов приводит к большему доверию к людям и к жизни, к большей доброте, к оптимизму и мужеству.

Главное в борьбе со страхами – не разрушать веру ребенка в себя, в свои возможности. Ребенка надо чаще хвалить, поддерживать эмоциональный фон, не допускать ситуаций дефицита положительных впечатлений.

Родителям ребенка, страдающего страхами, нужно настроиться на то, что страхи искореняются достаточно медленно. Может пройти несколько месяцев или даже год, прежде чем страх потеряет свою актуальность. А значит, надо набраться терпения и постараться следовать простым правилам:

  • Не обсуждайте при ребенке потенциально пугающие события (аварии, катастрофы). Богатое воображение и высокая тревожность боящихся чего – либо детей – благодатная почва для возникновения новых страхов.
  • Отнеситесь с пониманием к страхам ребенка, выслушивайте его, выражая поддержку и спокойствие.
  • Постарайтесь не провоцировать ситуаций, которые вызывают у ребенка страх.
  • Не оставляйте ребенка наедине со своими страхами, стремитесь переключать его внимание на положительные события.
  • Всегда хвалите ребенка, если он смог самостоятельно побороть свой страх.
  • Никогда не высмеивайте ребенка, какими бы абсурдными вам ни казались его страхи. Зная, что его переживания важны для родителей, ребенок будет чувствовать себя в безопасности.
  • Не заостряйте внимание на том, что ребенок чего – то боится. Такими высказываниями вы глубоко обижаете и подкрепляете страхи.
  • Чаще рассказывайте истории о том, как кто – то смог страх пересилить. У ребенка должны быть положительные образцы для подражания. Лучше всего дети воспринимают истории про родителей в детстве.
  • Никогда не запугивайте ребенка толь потому, что он вас не слушается. Ребенок все принимает «за чистую монету» и пугается еще больше.
  • Не следует подвергать ребенка серьезным эмоциональным потрясениям с целью «перевоспитания».
  • Никогда не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке, когда возможно появление чего – либо неожиданного и пугающего. Дети всегда боятся того, о чем у них нет информации. Хорошо известно, что ребенок, развиваясь интеллектуально, избавляется от большей части возрастных страхов.
  • У всех страхов есть одна особенность: пока ребенок о нем не говорит, он кажется пугающе огромным, но как только ребенок озвучил его, проговорил, назвал, страх начинает уменьшаться. Важно помочь ребенку высказываться.
  • Страхи часто провоцируют родители, которые, увлекшись выразительностью речи, артистично озвучивают роль. Ребенка может напугать не персонаж, а интонация, которая сопровождает его действия. Будьте внимательны при выборе сказки и при ее рассказывании.
  • Лучший способ перестать бояться – сделать зло смешным.
  • Дети могут избавиться от страхов, исполняя роли различных персонажей: волка, бабушки и пр. Наилучший эффект дает такая методика: сначала ребенок исполняет роль того, кто боится (Красная Шапочка), потом того, кто боится (волк), а затем того, кто ничего не боится (дровосек).
  • Постарайтесь никогда не показывать детям собственных страхов, «заражение» ими происходит мгновенно и впоследствии резко ухудшает психическое развитие ребенка.

Пример сказкотерапии в коррекции детских страхов

«Жила была маленькая девочка (или мальчик) по имени (имя ребенка, который испытывает страх). Однажды, родители уехали по магазинам, чтобы купить много еды и конфет для своего ребенка. Малыша оставили одного дома, следить за хозяйством и оберегать животное (домашнее животное, или растение). Девочка (или мальчик) сидела смотрела мультики и присматривала за котиком. Но тут в друг в дверь постучали, ребенок подошел к двери и спросил: «Кто там?», но там никто не ответил. Девочка поняла, что это разбойники.

Малышка не знала, что ей делать. Она была сильно напугана и беспокоилась, как ей спасти котика и себя. У нее был один выход спрятаться в темной-темной комнате, но она очень сильно боялась темноты. Переборов свой страх, девочка взяла котика и шагнула в темноту. Но она ей уже не казалась такой страшной и опасной. Лишь перешагнув порог темной комнаты, малышка стала чувствовать себя уверенно и абсолютно безопасно. У нее появилось такое чувство, будто ее кто-то аккуратненько обнял за плечи и защищает.

Прошло несколько минут, и девочка услышала, что вернулись родители домой. Она выбежала  из темной комнаты и сказала родителям, что приходили разбойники. Мама улыбнулась и ответила : «Это были не разбойники, а старенькая бабушка, которая ошиблась дверью и не могла попасть к себе домой»