Существуют причины, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Во-первых, порядок развивает. Мышление ребенка устроено таким образом, что его развитие происходит путем упорядочивания всего, что он видит. Если он постоянно видит перед собой хаос, то и развитие его замедляется. Во-вторых, надо учиться жить с людьми. С детства запомнилась поговорка «Нельзя жить в обществе и быть свободным от него». В течение жизни вашему ребенку придется много раз оказываться в ситуациях, когда необходимо существовать бок о бок с другими людьми. Для того чтобы неаккуратность не мешала вашему ребенку строить с ними отношения, важно правильно организовать жизнь своей семьи. Что же делать, чтобы научить ребенка убираться? Существуют правила общежития, которые нужно соблюдать всем членам семьи, в том числе и вашему малышу.
ПРАВИЛО 1: Живи и давай жить другим
— если ты что-то взял – верни на место,
-если ты что-то открыл – закрой,
— а если в доме кто-то спит – не шуми…
С детства необходимо приучить ребенка ухаживать за собой.
ПРАВИЛО 2: Только положительные эмоции
Никогда не наказывайте ребенка за не слишком фанатичное стремление к уборке. Было бы парадоксально, если бы ему нравилось драить полы или мыть посуду.
Не заставляйте ребенка заниматься уборкой, он сам должен дозреть до этого: «Я убираю, потому что мне нравится, когда чисто».
Придумывайте разные сценарии для уборки игрушек (например, мягкие игрушки отправляются «на другую планету» – в коробку).
Устраивайте конкурсы (кто положит игрушки в ящик быстрее).
Любой ребенок деятелен от природы: в нем заложен инстинкт подражания взрослым. Именно поэтому он бросается помогать нам или копировать наши действия. Если в этот момент он услышит «Не лезь!», «Ты еще маленький» или «У тебя не получится», этот порыв будет пресечен на корню. А потом вы удивляетесь: почему он такой ленивый? Потому что ловить момент надо было раньше, когда он предлагал вам свою неумелую помощь.
Правило 3: Все надо объяснять
Вы должны не только подавать ребенку хороший пример обращения с вещами, но и объяснять, почему вы это делаете. Только тогда ребенок будет поддерживать порядок не механически, а вполне сознательно.
- Расскажите ребенку про пыль: она вредна (в пыли живут клещи, которые вызывают аллергию).
- Объясните, почему надо класть вещи на место: потому что иначе в нужный момент вы их не найдете.
- Почему надо оставлять за собой все в том же виде, как было (закрывать дверцы, не бросать открытым тюбик зубной пасты)? Потому что другой человек тоже захочет этим воспользоваться, и ему может быть неприятно.
Правило 4: Поддерживать порядок должно быть легко
Разумеется, не нужно излишне романтизировать процесс наведения домашней и телесной чистоты: дела это рутинные и вряд ли стоят того, чтобы класть на них жизнь. Поэтому нужно постараться, чтобы эта необходимая часть бытия присутствовала в вашей жизни по минимуму. Сегодня, к счастью, для этого есть много способов.
Обустройте свою квартиру так, чтобы содержать ее в порядке было легко и приятно:
- не используйте покрытия и отделки, которые собирают пыль (ковры, ковролин, драпировки);
- держите мелкие вещицы в шкафах или на застекленных полках;
- избавьтесь от горизонтальных поверхностей, которые нужно часто протирать от пыли;
- заведите много коробок и контейнеров для мелких вещей;
- не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, менять «экспозицию»;
- в ванной поставьте несколько контейнеров для грязного белья: для белого, черного и цветного – и объясните всем домашним, куда что следует класть (сразу приучайте ребенка ежедневно менять трусики, носки, а также другую одежду, если она стала «несвежей» по запаху).
ПРАВИЛО 5: Не торопиться
Стремление к порядку, появившись в раннем возрасте, претерпевает всевозможные изменения и метаморфозы. Часто дети по мере взросления из чистюль превращаются в неряшливых или наоборот. На это могут влиять самые разные психологические факторы. Но смысл остается один: полностью потребность в чистоте и порядке формируется у человека достаточно поздно – уже к моменту полного созревания личности (примерно в 25 лет). Поэтому, если у вашего чада вдруг появляются не совсем приятные привычки, не надо поднимать панику и бить во все колокола. Почти наверняка, если в детстве у ребенка были заложены здоровые правила гигиены и аккуратности, то, став взрослым, он к ним вернется. Просто всему свое время. Иногда человеку нужно «перерасти» какой-то сложный период: чаще всего беспорядок в комнате подростка – это некая вещественная материализация неразберихи, которая творится у него в душе.
Обустройте свою квартиру так, чтобы содержать ее в порядке было легко и приятно:
- не используйте покрытия и отделки, которые собирают пыль (ковры, ковролин, драпировки);
- держите мелкие вещицы в шкафах или на застекленных полках;
- избавьтесь от горизонтальных поверхностей, которые нужно часто протирать от пыли;
- заведите много коробок и контейнеров для мелких вещей;
- не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, менять «экспозицию»;
- в ванной поставьте несколько контейнеров для грязного белья: для белого, черного и цветного – и объясните всем домашним, куда что следует класть (сразу приучайте ребенка ежедневно менять трусики, носки, а также другую одежду, если она стала «несвежей» по запаху).
На что способны наши дети?
С 1-го года вашему малышу уже можно доверить собирать разбросанные игрушки, самостоятельно относить в ванную мокрые штанишки, разгружать стиральную машину (выкладывать бельё в тазик), вешать курточку на крючок после прогулки. Вам придется все действия стараться производить вместе с ребёнком, всё показывать и по многу раз объяснять.
С 2 лет ребенок может помогать накрывать на стол (расставлять тарелки, раскладывать вилки и ложки), помогать на кухне (размешивать тесто для блинов, чистить картошку в мундире и т. д.), мыть за собой тарелку и чашку, вытирать пыль специальной тряпочкой, поливать комнатные цветы, выносить за собой горшок. Рекомендуется оборудовать для ребенка личное пространство. Комната (или уголок в ней) должна быть устроена таким образом, чтобы каждая вещь имела в ней собственное место, досягаемое для ребенка.
С 4 лет ребенок может раскладывать в детской игрушки так, как ему нравится и кажется красивым (не мешайте ему и не навязывайте его волю), стирать в тазике свои мелкие вещицы: носовой платочек, носочки, трусики, пылесосить и простирать с помощью швабры пол. У ребёнка просыпается чувство прекрасного: в этом возрасте для него особенно важно, как выглядит окружающее пространство. И вы следите за своей квартирой.
С 7 лет ребенок убирается уже наравне со взрослыми, может иметь постоянные домашние обязанности (например, следить за комнатными растениями, вытирать пыль в своей комнате, мыть раковину в ванной), самостоятельно следить за своим внешним видом (брать чистую одежду, отправлять в стирку грязную), уметь готовить простые блюда (яичницу, салат). Не ругайте ребёнка, если он что-то сделает не так. Давайте ему больше самостоятельности. Поддержание порядка должно восприниматься как тяжёлая работа.
Пример сказкотерапии.
Сказка про Мишку и порядок
Петенька и его друг белый Мишка. Днем Петя играл с Мишкой, кормил его, спал с ним. Мишка был самым лучшим другом. Если у Пети болел носик, то капали в носик и Мише, и Пете. А если приносили конфеты – кушали и Мишка, и Петя. У мальчика Пети было много-много других игрушек. Их он тоже любил. И с ними он тоже делился. Но самым лучшим другом был все-таки мишка. Петя так и говорил:
— Миша-друг.
И вот однажды, как всегда вечером родители помогли Петеньке сложить игрушки в коробки и прочитали ему сказку на ночь. Петя слушал ее, обнявшись с любимым Мишкой, и заснул, а Мишка и не думал спать. Он подождал, пока лягут спать Петины папа и мама, и тихо разбудил Петю. Он сразу открыл глазки и увидел рядом Мишку.
— Петя, не надо звать маму и папу, – сказал Мишка, – я хочу рассказать тебе историю.
— А какую историю?
— Я расскажу тебе сказку про себя. Я тоже был маленьким, и у меня были папа Сережа, мама Таня, бабушка Тома и дедушка Вова. Они меня очень любили. Я их тоже, как ты, не всегда слушался, убегал играть с друзьями, катался с, горок, разбивал коленки.
— А кто лечил твои коленки? – спросил маленький Петенька.
— Мама мазала коленки зеленкой и дула на них, чтобы было не так больно.
— Ой, а мне тоже мама коленки мажет зелёнкой и дует на них. Но я все равно плачу.
— А ещё моя мама, – продолжал рассказывать мишка, -однажды сказала мне: «Миша, у тебя скоро появится новый друг. Это будет маленький мальчик. И ты, Миша, будешь его самым лучшим другом. Ты будешь помогать его воспитывать. Будешь присматривать за ним на улице и дома…»
Вот так Мишка стал защищать Петю и жить вместе с ним. Но Петя рос и начал учиться баловаться. Он стал раскидывать игрушки, бросать своих зайчиков, собачек, кубики, машинки… И игрушки сказали Мишке:
— Попроси Петю так не делать. Нам очень больно и страшно.
Петя очень удивился:
— Как это страшно? Я же с ними играю, они мои игрушки.
И Мишка рассказал Пете, что игрушки по ночам не спят, а плачут. Они разговаривают друг с другом, жалуются на Петю.
— А давай отправимся к ним, и ты сам посмотришь, -предложил Мишка.
— А разве это можно? – удивился Петя. – Они же спят сейчас.
Но Миша приложил к ротику Пети пальчик и сказал:
— Давай попробуем, и ты сам все увидишь. Мишенька взял Петю за руку и повёл за собой. Они спустились из кроватки на пол и пошли к окошку. Миша сказал
Пете, что он знает, как пробраться в мир игрушек и услышать всё, что они говорят. Только Петя не должен ничего говорить, а то игрушки испугаются.
— Держись за мою руку крепко и не говори ни слова.
— Хорошо! – согласился мальчик.
Мишка провел Петю по потайной лестнице, и они вошли в потайную дверь.
Когда Петя открыл глазки, то увидел, что он в своей комнате. Но она не такая. Все игрушки не лежали в ящике -они стояли у кроватки и разговаривали.
— Петя меня сегодня сильно бросил в стенку, и теперь у меня сломано колесо, – сказала машинка.
— А мне сломал гараж, – сказала другая машинка, – и теперь мне негде спать ночью. Новый гараж мне не построили.
— А меня он носил за ушко, – пожаловался зайчик, – и теперь мне надо просить у мамы пришить ушко, чтобы оно совсем не оторвалось.
— А меня он раскрасил карандашом, – заплакал стульчик, – и я теперь не такой красивый. И Петин папа не будет меня красить красивой краской. Я боюсь, что меня выбросят.
Пете стало очень жалко свои игрушки. Он хотел попросить прощения. Но Миша не разрешил ему с ними сейчас разговаривать и играть. Миша сказал:
— Лучше ты, Петенька, завтра все исправь. Не надо бросать свои игрушки, не надо их ломать. А гараж для машинок мы вместе с тобой и с мамой построим. И для всех игрушек сделать дом, где они будут спать ночью.
А утром мама зашла в комнату разбудить Петю и увидела: Петя спал рядом со своей кроваткой, обняв Мишу. А на кроватке спали игрушки… С тех пор Петя стал укладывать свои игрушки аккуратно в их домики-ящики, а машинки спали в гараже из кубиков. И никто больше не плакал по ночам и не будил Петю и Мишку.
Добавить комментарий