КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА УБИРАТЬСЯ

Существуют причины, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Во-первых, порядок развивает. Мышление ребенка устроено таким образом, что его раз­витие происходит путем упорядо­чивания всего, что он видит. Если он постоянно видит перед собой хаос, то и развитие его замедляется. Во-вторых, надо учиться жить с людьми. С детства запомнилась поговорка «Нельзя жить в обществе и быть свободным от него».  В течение жизни вашему ребенку придется много раз оказываться в ситуациях, когда необходимо существовать бок о бок с другими людьми. Для того чтобы неаккуратность не мешала вашему ребенку строить с ними отношения, важно правильно организовать жизнь своей семьи. Что же делать, чтобы научить ребенка убираться? Существуют правила общежития, которые нужно соблюдать всем членам семьи, в том числе и вашему малышу.

ПРАВИЛО 1: Живи и давай жить другим

— если ты что-то взял – верни на место,

-если ты что-то открыл – закрой,

— а если в доме кто-то спит – не шуми…

С детства необходимо приучить ребенка ухаживать за собой.

ПРАВИЛО 2: Только положительные эмоции

Никогда не наказывайте ребенка за не слишком фанатичное стрем­ление к уборке. Было бы парадок­сально, если бы ему нравилось драить полы или мыть посуду.

Не заставляйте ребенка зани­маться уборкой, он сам должен дозреть до этого: «Я убираю, пото­му что мне нравится, когда чисто».

Придумывайте разные сценарии для уборки игрушек (например, мягкие игрушки отправляются «на другую планету» – в коробку).

Устраивайте конкурсы (кто поло­жит игрушки в ящик быстрее).

Любой ребенок деятелен от приро­ды: в нем заложен инстинкт подра­жания взрослым. Именно поэтому он бросается помогать нам или копировать наши действия. Если в этот момент он услышит «Не лезь!», «Ты еще маленький» или «У тебя не получится», этот порыв будет пре­сечен на корню. А потом вы удив­ляетесь: почему он такой ленивый? Потому что ловить момент надо было раньше, когда он предлагал вам свою неумелую помощь.

Правило  3: Все надо объяснять

Вы должны не только подавать ребенку хороший пример обращения с вещами, но и объяснять, почему вы это делаете. Только тогда ребе­нок будет поддерживать порядок не механически, а впол­не сознательно.

  • Расскажите ребенку про пыль: она вредна (в пыли живут клещи, которые вызывают аллергию).
  • Объясните, почему надо класть вещи на место: потому что иначе в нужный момент вы их не найдете.
  • Почему надо оставлять за собой все в том же виде, как было (закры­вать дверцы, не бросать открытым тюбик зубной пасты)? Потому что другой человек тоже захочет этим воспользоваться, и ему может быть неприятно.

Правило 4: Поддерживать порядок должно быть легко

Разумеется, не нужно излишне романтизировать процесс наведе­ния домашней и телесной чистоты: дела это рутинные и вряд ли стоят того, чтобы класть на них жизнь. Поэтому нужно постараться, чтобы эта необходимая часть бытия при­сутствовала в вашей жизни по минимуму. Сегодня, к счастью, для этого есть много способов.

Обустройте свою квартиру так, чтобы содержать ее в порядке было легко и приятно:

  • не используйте покрытия и отделки, которые собирают пыль (ковры, ковролин, драпировки);
  • держите мелкие вещицы в шка­фах или на застекленных полках;
  • избавьтесь от горизонтальных поверхностей, которые нужно часто протирать от пыли;
  • заведите много коробок и кон­тейнеров для мелких вещей;
  • не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, менять «экспозицию»;
  • в ванной поставьте несколько контейнеров для грязного белья: для белого, черного и цветного – и объясните всем домашним, куда что следует класть (сразу приучай­те ребенка ежедневно менять тру­сики, носки, а также другую одеж­ду, если она стала «несвежей» по запаху).

ПРАВИЛО 5: Не торопиться

Стремление к порядку, появив­шись в раннем возрасте, претерпе­вает всевозможные изменения и метаморфозы. Часто дети по мере взросления из чистюль превраща­ются в неряшливых или наоборот. На это могут влиять самые разные психо­логические факторы. Но смысл остается один: полностью потреб­ность в чистоте и порядке форми­руется у человека достаточно поздно – уже к моменту полного созревания личности (примерно в 25 лет). Поэтому, если у вашего чада вдруг появ­ляются не совсем приятные при­вычки, не надо поднимать панику и бить во все колокола. Почти навер­няка, если в детстве у ребенка были заложены здоровые правила гигие­ны и аккуратности, то, став взрос­лым, он к ним вернется. Просто всему свое время. Иногда человеку нужно «перерасти» какой-то слож­ный период: чаще всего беспорядок в комнате подростка – это некая вещественная материализация неразберихи, которая творится у него в душе.

Обустройте свою квартиру так, чтобы содержать ее в порядке было легко и приятно:

  • не используйте покрытия и отделки, которые собирают пыль (ковры, ковролин, драпировки);
  • держите мелкие вещицы в шка­фах или на застекленных полках;
  • избавьтесь от горизонтальных поверхностей, которые нужно часто протирать от пыли;
  • заведите много коробок и кон­тейнеров для мелких вещей;
  • не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, менять «экспозицию»;
  • в ванной поставьте несколько контейнеров для грязного белья: для белого, черного и цветного – и объясните всем домашним, куда что следует класть (сразу приучай­те ребенка ежедневно менять тру­сики, носки, а также другую одеж­ду, если она стала «несвежей» по запаху).

На что способны наши дети?

С 1-го года вашему малышу уже можно доверить собирать разбросанные игрушки,  самостоятельно относить в ванную мокрые штанишки, разгружать стиральную машину (выкладывать бельё в тазик), вешать курточку на крючок после прогулки. Вам придется все действия стараться производить вместе с ребёнком, всё показывать и по многу раз объяснять.

С 2 лет ребенок может помогать накрывать на стол (расставлять тарелки, раскладывать вилки и ложки), помогать на кухне (размешивать тесто для блинов, чистить картошку в мундире и т. д.), мыть за собой тарелку и чашку, вытирать пыль специальной тряпочкой, поливать комнатные цветы, выносить за собой горшок. Рекомендуется оборудовать для ребенка личное пространство. Комната (или уголок в ней) должна быть устроена таким образом, чтобы каждая вещь имела в ней собственное место, досягаемое для ребенка.

С 4 лет ребенок может раскладывать в детской игрушки так, как ему нравится и кажется красивым (не мешайте ему и не навязывайте его волю), стирать в тазике свои мелкие вещицы: носовой платочек, носочки, трусики, пылесосить и простирать с помощью швабры пол. У ребёнка просыпается чувство прекрасного: в этом возрасте для него особенно важно, как выглядит окружающее пространство. И вы следите за своей квартирой.

С 7 лет ребенок убирается уже наравне со взрослыми, может иметь постоянные домашние обязанности (например, следить за комнатными растениями, вытирать пыль в своей комнате, мыть раковину в ванной), самостоятельно следить за своим внешним видом (брать чистую одежду, отправлять в стирку грязную), уметь готовить простые блюда (яичницу, салат). Не ругайте ребёнка, если он что-то сделает не так. Давайте ему больше самостоятельности. Поддержание порядка должно восприниматься как тяжёлая работа.

Пример сказкотерапии.

Сказка про Мишку и порядок

 Петенька и его друг белый Мишка. Днем Петя играл с Мишкой, кормил его, спал с ним. Мишка был самым лучшим другом. Если у Пети болел носик, то капали в носик и Мише, и Пете. А если приносили конфеты – кушали и Мишка, и Петя. У мальчика Пети было много-много других игрушек. Их он тоже любил. И с ними он тоже делился. Но самым лучшим другом был все-таки мишка. Петя так и говорил:

— Миша-друг.

И вот однажды, как всегда вечером родители помогли Петеньке сложить игрушки в коробки и прочитали ему сказку на ночь. Петя слушал ее, обнявшись с любимым Мишкой, и заснул, а Мишка и не думал спать. Он подождал, пока лягут спать Петины папа и мама, и тихо разбудил Петю. Он сразу открыл глазки и увидел рядом Мишку.

— Петя, не надо звать маму и папу, – сказал Мишка, – я хочу рассказать тебе историю.

— А какую историю?

— Я расскажу тебе сказку про себя. Я тоже был маленьким, и у меня были папа Сережа, мама Таня, бабушка Тома и дедушка Вова. Они меня очень любили. Я их тоже, как ты, не всегда слушался, убегал играть с друзьями, катался с, горок, разбивал коленки.

 — А кто лечил твои коленки? – спросил маленький Петенька.

— Мама мазала коленки зеленкой и дула на них, чтобы было не так больно.

— Ой, а мне тоже мама коленки мажет зелёнкой и дует на них. Но я все равно плачу.

— А ещё моя мама, – продолжал рассказывать мишка, -однажды сказала мне: «Миша, у тебя скоро появится новый друг. Это будет маленький мальчик. И ты, Миша, будешь его самым лучшим другом. Ты будешь помогать его воспитывать. Будешь присматривать за ним на улице и дома…»

Вот так Мишка стал защищать Петю и жить вместе с ним. Но Петя рос и начал учиться баловаться. Он стал раскидывать игрушки, бросать своих зайчиков, собачек, кубики, машинки… И игрушки сказали Мишке:

— Попроси Петю так не делать. Нам очень больно и страшно.

Петя очень удивился:

— Как это страшно? Я же с ними играю, они мои игрушки.

И Мишка рассказал Пете, что игрушки по ночам не спят, а плачут. Они разговаривают друг с другом, жалуются на Петю.

— А давай отправимся к ним, и ты сам посмотришь, -предложил Мишка.

— А разве это можно? – удивился Петя. – Они же спят сейчас.

Но Миша приложил к ротику Пети пальчик и сказал:

— Давай попробуем, и ты сам все увидишь. Мишенька взял Петю за руку и повёл за собой. Они спустились из кроватки на пол и пошли к окошку. Миша сказал

Пете, что он знает, как пробраться в мир игрушек и услышать всё, что они говорят. Только Петя не должен ничего говорить, а то игрушки испугаются.

— Держись за мою руку крепко и не говори ни слова.

— Хорошо! – согласился мальчик.

Мишка провел Петю по потайной лестнице, и они вошли в потайную дверь.

Когда Петя открыл глазки, то увидел, что он в своей комнате. Но она не такая. Все игрушки не лежали в ящике -они стояли у кроватки и разговаривали.

— Петя меня сегодня сильно бросил в стенку, и теперь у меня сломано колесо, – сказала машинка.

— А мне сломал гараж, – сказала другая машинка, – и теперь мне негде спать ночью. Новый гараж мне не построили.

— А меня он носил за ушко, – пожаловался зайчик, – и теперь мне надо просить у мамы пришить ушко, чтобы оно совсем не оторвалось.

— А меня он раскрасил карандашом, – заплакал стульчик, – и я теперь не такой красивый. И Петин папа не будет меня красить красивой краской. Я боюсь, что меня выбросят.

Пете стало очень жалко свои игрушки. Он хотел попросить прощения. Но Миша не разрешил ему с ними сейчас разговаривать и играть. Миша сказал:

— Лучше ты, Петенька, завтра все исправь. Не надо бросать свои игрушки, не надо их ломать. А гараж для машинок мы вместе с тобой и с мамой построим. И для всех игрушек сделать дом, где они будут спать ночью.

А утром мама зашла в комнату разбудить Петю и увидела: Петя спал рядом со своей кроваткой, обняв Мишу. А на кроватке спали игрушки… С тех пор Петя стал укладывать свои игрушки аккуратно в их домики-ящики, а машинки спали в гараже из кубиков. И никто больше не плакал по ночам и не будил Петю и Мишку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.