По моему мнению, агрессивность и агрессивное поведение – самый частый запрос к психологу у родителей, воспитателей и учителей. Но агрессия – не всегда явление отрицательное. Ведь она играет еще и защитную функцию – функцию самосохранения. Поэтому не стоит так категорично относиться к этому явлению. А вот агрессивность как устойчивое свойство личности, которое выражается в стремлении насильственных действий по отношению к другому – на это стоит обратить внимание.
По моему мнению, агрессивность и агрессивное поведение – самый частый запрос к психологу у родителей, воспитателей и учителей. Но агрессия – не всегда явление отрицательное. Ведь она играет еще и защитную функцию – функцию самосохранения. Поэтому не стоит так категорично относиться к этому явлению. А вот агрессивность как устойчивое свойство личности, которое выражается в стремлении насильственных действий по отношению к другому – на это стоит обратить внимание.
Итак, ребенок агрессивен. Что могло послужить причиной этому?
1) Давно доказан психологами эффект заражения агрессивным поведением при наблюдении за ним. Т.е. повсеместная демонстрация сцен насилия может послужить причиной. Сюда относится и телевидение.
Также появился в сети новый материал о том, какие породы собак по размерам фото можно просмотреть и выбрать будущего любимого питомца — читайте тут.
2) Определенный стиль воспитания в семье также одна из возможных причин.
3) Еще одна частая причина агрессивности – индивидуальные особенности ребенка. Ну и, конечно, социально-культурный статус семьи также влияет на агрессивность (С волками жить – по-волчьи выть).
4) Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности, и он нуждается в помощи окружающих.
5) Еще одной причиной появления агрессивности может быть недостаток внимания к своей персоне со стороны окружающих. Ребенок действует так, чтобы удовлетворить свою потребность в общении и любви.
С большой уверенностью психологи утверждают, что решающее значение в становлении агрессивности как устойчивой черты личности ребенка играет семейная среда и воспитание.
Как же воспитывать ребенка, чтобы он не был агрессивен?
Одобряйте то поведение ребенка, которое Вы сами оцениваете как благородное, доброе, достойное и, естественно, не одобряйте агрессивное поведение, направленное на человека или животное.
Определите границы дозволенного. Если ребенку позволяется все, то он и будет себе многое позволять.
Не применяйте физические наказания. Наказать всегда можно чем-нибудь другим, а лучше вместо наказания временно лишить ребенка какой-то ожидаемой радости.
Подавайте хороший пример. Малыши во многом подражают родителям. Если Вы будете требовать от ребенка одно, а сами вести себя противоположным образом, дитя вас просто не послушает.
Пресекайте любые проявления агрессивного поведения.
Давайте возможность ребенку «выпустить пар»: подеритесь подушками, порвите бумагу, поиграйте в подвижные игры.
А самое главное — учите детей ЛЮБИТЬ окружающий их Мир!
Несомненно, лучший способ избежать чрезмерной агрессивности у ребенка — проявлять к нему любовь. Разумеется, каждый из нас убежден, что любит своего ребенка, и из этого заключает, что у детей вообще нет оснований в этом сомневаться. Мы любим своих детей, но далеко не все проявляем нашу любовь. Ребенок, например, не ощущает нашу нежность, когда мы начинаем ругать его за непослушание или насильно кормим, моем, укладываем спать.
Кроме того, столь же верно, что дети вызывают у нас не только любовь, но порой и досаду, раздражение, сожаление, нетерпение и даже отчаяние. Эти чувства мы бессознательно проявляем куда более драматично и убедительно, нежели нашу любовь. Вот почему, если ребенок видит в нас нечто злое, которое более или менее регулярно подавляет его, препятствует удовлетворению его желаний, он непременно делается злым и агрессивным.
Еще одна сторона воспитания — чрезмерная опека ребенка. Если ребенок избалован, ему все дозволяется, тогда всякое изменение отношения взрослых к нему начнет стимулировать агрессивные действия. А, особенно, изменение отношения взрослых чувствуется, когда ребенок попадает из семьи в детский сад или другую детскую группу. Воспитателю или учителю просто некогда заниматься одним этим ребенком. Естественно, его возмущение будет постоянно накапливаться и проявляться. Проявляться будет даже в зрелом возрасте.
Поэтому я призываю родителей избегать этих двух полюсов воспитания: авторитарность и гиперопека. Тогда и дети наши будут добрыми. Кстати, в следующий раз мы поговорим о стилях воспитания в семьях.
Практическое задание родителям
Некоторые примеры игр, в которых ребенок может выражать свою агрессию в социально приемлемой форме.
Игра «Ящик с «обидками»
Эта игра позволит ребенку посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания. Материалы: картонный ящик и газета. Ребенок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать все новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет.
Когда ребенок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза. Объясните ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.
Игра «крикни громче!»
Данное упражнение хорошо использовать, когда малыш ругается или обзывается. При очередной такой ситуации, родителю обязательно нужно выяснить, насколько ребенок вообще понимает значение тех слов, которые произносит. Если он понимает их смысл, провести беседу, ответив на вопросы:
Почему он употребляет именно эти слова?
Чем они ему нравятся? Что для него значат?
Объяснить, как чувствуют себя люди, по отношению к которым адресуются ругательства. Предложить ребенку прогуляться в такое место, где он может говорить эти слова, сколько хочет, и его ни кто не будет там за это ругать.
После этого, постарайтесь сделать так, что бы малыш произнес все известные ему негативные слова, с каждым разом усиливая их громкость. Последним разом считается тот повтор, когда вы почувствуете, что ребенок уже действительно устал и не хочет больше кричать плохие слова.
В конце похвалите его за то, что он так громко умеет кричать, и скажите, что вы в месте с ним придете сюда снова, если у него возникнет желания воспроизвести все то, что он выкрикивал. Потом просто как будто ничего и не было вернуться домой. Желательно об этом случае никому не рассказывать, чтобы не поставить ребенка в негативную ситуацию.
«Картина обид»
В коридоре квартиры предлагается повесить специальную доску, на которой можно писать фломастерами или кусок ватмана. И в течение дня сын или дочь могут выражать в небольшом рисунке свое настроение, пожелания для других, выражение чувств, адресованное кому-либо и т.д. Всем детям это нравится. Плюс так решается проблема рисования на обоях. Удачи вам!
Любовь КАЗАКОВА, детский и семейный психолог
Добавить комментарий