Как показывают многочисленные психологические исследования, игра имеет непосредственное отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. То, как ребенок будет общаться со сверстниками, разрешать разные жизненные ситуации, будет во многом зависеть от того, в какие игры он играл ранее. В этом можно убедиться, если проанализировать собственное детство.
Как показывают многочисленные психологические исследования, игра имеет непосредственное отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. То, как ребенок будет общаться со сверстниками, разрешать разные жизненные ситуации, будет во многом зависеть от того, в какие игры он играл ранее. В этом можно убедиться, если проанализировать собственное детство.
Серьезные забавы
Наши жизненные цели были предопределены еще в детстве. Так, человек, на первый план которого выходит семья, дети – скорее всего в детстве любил играть в куклы, «дочки-м
32e8
атери» и прочее (это больше касается девочек). Девушки, которым безумно нравилось играть в лова, а тем более убегать от противника, скорее всего, так и будут вести себя с противоположным полом — дразнить и тут же убегать, привлекать на себя внимание и опять уходить…
Однако давайте разберемся, возможно ли воспитание без игры? Зачем детям игры, и какими должны быть игрушки?
Ребенок в игре серьезен и игрушка для него — не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир. С помощью игрушек он постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
Все игры ребенка можно классифицировать следующим образом:
— обучающие – пирамидки, игрушки типа матрешек, разборные игрушки на стерженьках;
— образные – изображения людей, животных и элементов природы: цветов, грибов, деревьев и т.д.;
— технические – транспортные, механические, строительные, наборы для игры в профессии;
— конструктивные – различные конструкторы;
— игрушки-головоломки – кубик Рубика, цилиндрики с шариками, “пятнашки”, “змейки”, “Загони шарик”, “паззлы” и прочие;
— игрушки-самоделки;
— игрушки для понимания красоты (т.е. для эстетического воспитания) – игрушечные звучащие музыкальные инструменты, марионетки, декоративные игрушки, коллекционные куклы, мозаики, наборы для вышивания, выпиливания, раскрашивания картин;
— спортивные – мячи, кегли, городки, крокет, бадминтон, теннис, шахматы, шашки;
— игрушки-забавы – дергунчики, мячи на резинках, клюющие птички, скачущие лягушки, наборы фокусов, игрушки-сюрпризы.
Игрушечный опыт
Для малыша раннего возраста главное — обладание предметом и действия с ним. Ребенку постарше уже гораздо интереснее играть не с самим предметом, а с человеком, который владеет этим предметом. Таким образом, появляется сюжетно-ролевая игра, на которой бы хотелось сделать особый акцент.
Освоив такие игры, летать уже будет не самолетик, а летчик, который настолько ловкий, что может выделывать ого-го сколько трюков. Молочко пупсик будет пить не благодаря бутылочке, а благодаря заботливой маме, которая приготовила его.
В этих играх главным для ребенка оказываются образы взрослых и их действия. Ребенок стремится действовать правильно – как взрослый. Действия «понарошку» позволяют малышу улавливать смысл реального действия и реально его пережить. Проигрывая ту или иную роль, ребенок «как бы» получает этот опыт. Так, например, ребенок был в больнице, ему сделали укол. Он знает, как было ему на месте больного (боль, обида и т.д.).
Придя домой, он может проиграть эту ситуацию. Так, «превратившись» в доктора, может сделать укол зайчику (может повторять эту ситуацию изо дня в день, пока не найдет для себя приемлемое решение). В тот момент, когда он поймет (сам или с помощью взрослого) зачем зайчику нужен укол, когда начнет о нем заботиться и желать ему скорейшего выздоровления – изменится и отношение ребенка к походам в больницу. В такие моменты не возможно ребенку навязать наше знание о том, что уколы в его же благо. Ребенок должен прийти к этому самостоятельно, пропустить этот опыт через себя, пережить его эмоционально.
Так, постепенно малыш начинает понимать, что предметами можно манипулировать. В такие моменты дети часто могут придумывать необычные истории, пробовать себя в разных ролях. Например, солнышко может жить в коробке, а не на небе. Кто-то из животных может быть других цветов и т.д. Здесь «включается» воображение нашего малыша. Посадив синего зайчика среди серых, ребенок может проиграть ситуацию «как это быть не таким, как все». Если когда-нибудь в жизни он сам окажется в таком положении, то сумеет гораздо эффективнее разрешить ее, уже имея за плечами такой игрушечный опыт.
Домашний Диснейленд
Какими же должны быть игрушки? Каких игрушек стоит избегать?
Некоторые родители стараются не приобретать ребенку каких-то жутких солдатов, трансформеров, человеков-пауков и т.д. У таких малышей будут только добрые и хорошие игрушки: если это какие-то герои мультфильмов, то обязательно положительные. Отлично, каждая мама желает своему чаду всего только самого лучшего. Но столкнувшись в садике с кем-то, кто его обидит, ребенок не будет знать, что ему делать. Ведь агрессия со стороны не была им проиграна ни в какой игре. Ведь мир в его глазах такой добрый и позитивный, а все войны и обиды – выдумки мультяшек.
Именно поэтому в выборе игрушек чаще всего стоит прислушиваться к самому ребенку. Пусть малыш сам выбирает, какие жизненные ситуации он еще хочет «проиграть». Выбрал в десятый раз машинку? Значит, еще не все ситуации разрешил. Значит, нужен новый, свежий герой, который еще не падал с моста и не переворачивался на трассе.
Игра ребенка — это очень сложный процесс. Именно благодаря игре кроха может пережить тот или иной период в жизни. Не стоит ограничивать малышей в этом!
Кроме того, стоит помнить о том, что мы, взрослые, можем внести огромный вклад в формирование личности ребенка принимая участие в его играх, помогая и направляя его в верном направлении!
Инга СУРКОВА,
практикующий психолог, руководитель Психологического Центра «Каллиопа».
Тел.: 056-734-08-15, 050-137-59-14.
Добавить комментарий