Детская психология Без рубрики Причина профессионального стресса

Причина профессионального стресса

Могут ли функциональные обязанности сотрудника быть источником профессионального стресса? К сожалению, во многих случаях да. В этом выпуске рассылки я расскажу о трёх наиболее частых вариантах. 

Могут ли функциональные обязанности сотрудника быть источником профессионального стресса? К сожалению, во многих случаях да. В этом выпуске рассылки я расскажу о трёх наиболее частых вариантах. 
Одним из таких профессиональных стрессоров является неопределённость функциональных обязанностей. Данным термином называют ситуации, когда человек не понимает, в чём заключается его вклад в работу организации и какие его усилия будут вознаграждены, а какие — нет. Подобные условия нередко возникают при внедрении инноваций и изменений. Сотрудники, сталкивающиеся с неопределённостью функциональных обязанностей, испытывают меньше удовлетворённости от работы, чаще страдают от чрезмерного напряжения, чаще жалуются на снижение мотивации к работе, чувство собственной бесполезности, снижение уверенности в себе, депрессивное настроение, повышение артериального давления и тахикардию. 
Второй вариант — конфликтующие функциональные обязанности. Конфликты могут возникать как между функциональными обязанностями и индивидуальными ценностями человека, так и между малосовместимыми функциональными обязанностями. Трудно (если вообще возможно) одновременно быть примирителем и требовательным руководителем, несовместимы роли снабженца и аналитика, и т.д… Особенно часто подобные конфликты возникают у линейных руководителей (руководителей низшего звена). Исследователи установили, что конфликтующие функциональные обязанности приводят к снижению удовлетворённости работой и развитию психосоматической патологии: язвенной болезни и заболеваний сердечно-сосудистой системы. 
И, наконец, третий вариант — так называемые «недостаточные» функциональные обязанности — проявляется, когда сотруднику поручают работу, которая не позволяет ему в полной мере проявить свои профессиональные знания и умения. Это приводит к возникновению психологического напряжения, снижению удовлетворённости работой и уменьшению лояльности сотрудника, что, в свою очередь, нередко приводит к появлению желания сменить работу. 
Исходя из вышесказанного, руководителям, стремящимся в полной мере направить потенциал своих подчинённых на достижение полезных результатов вместо его распыления на малопродуктивную борьбу с профессиональными стрессорами, можно рекомендовать следующее:
Избегайте неопределённости при формулировании функциональных обязанностей. Сотрудник должен кристально ясно представлять, что он должен делать, по каким критериям будет оцениваться его труд и какое вознаграждение он получит за качественное исполнение своих обязанностей (и не получит за неисполнение).
Не возлагайте на работника функциональные обязанности, которые несовместимы с его системой ценностей либо друг с другом. Здесь можно использовать ряд эффективных психологических инструментов. Так, эффективные команды можно формировать с помощью тестов, базирующихся на подходе Белбина и/или на пятифакторной модели, а для диагностики системы ценностей работников было бы нелишним использовать соответствующие методики или — лучше — воспользоваться помощью профессионального психолога-консультанта.
«Не забивайте гвозди микроскопом»: не поручайте сотруднику работу, которая не соответствует его уровню профессиональной подготовки. Старайтесь подбирать работу под сотрудника таким образом, чтобы он не только был бы способен в полной мере проявить свои компетенции, но и мог бы постоянно совершенствоваться и расти как профессионал.

 

В прошлый раз мы обсуждали новинки в программе medoc, а сегодня новая статья для людей из сфера бизнеса.

Могут ли функциональные обязанности сотрудника быть источником профессионального стресса? К сожалению, во многих случаях да. В этом выпуске рассылки я расскажу о трёх наиболее частых вариантах. 

Одним из таких профессиональных стрессоров является неопределённость функциональных обязанностей. Данным термином называют ситуации, когда человек не понимает, в чём заключается его вклад в работу организации и какие его усилия будут вознаграждены, а какие — нет. Подобные условия нередко возникают при внедрении инноваций и изменений. Сотрудники, сталкивающиеся с неопределённостью функциональных обязанностей, испытывают меньше удовлетворённости от работы, чаще страдают от чрезмерного напряжения, чаще жалуются на снижение мотивации к работе, чувство собственной бесполезности, снижение уверенности в себе, депрессивное настроение, повышение артериального давления и тахикардию. 

Второй вариант — конфликтующие функциональные обязанности. Конфликты могут возникать как между функциональными обязанностями и индивидуальными ценностями человека, так и между малосовместимыми функциональными обязанностями. Трудно (если вообще возможно) одновременно быть примирителем и требовательным руководителем, несовместимы роли снабженца и аналитика, и т.д… Особенно часто подобные конфликты возникают у линейных руководителей (руководителей низшего звена). Исследователи установили, что конфликтующие функциональные обязанности приводят к снижению удовлетворённости работой и развитию психосоматической патологии: язвенной болезни и заболеваний сердечно-сосудистой системы. 

И, наконец, третий вариант — так называемые «недостаточные» функциональные обязанности — проявляется, когда сотруднику поручают работу, которая не позволяет ему в полной мере проявить свои профессиональные знания и умения. Это приводит к возникновению психологического напряжения, снижению удовлетворённости работой и уменьшению лояльности сотрудника, что, в свою очередь, нередко приводит к появлению желания сменить работу. 

Исходя из вышесказанного, руководителям, стремящимся в полной мере направить потенциал своих подчинённых на достижение полезных результатов вместо его распыления на малопродуктивную борьбу с профессиональными стрессорами, можно рекомендовать следующее:

 

1. Избегайте неопределённости при формулировании функциональных обязанностей. Сотрудник должен кристально ясно представлять, что он должен делать, по каким критериям будет оцениваться его труд и какое вознаграждение он получит за качественное исполнение своих обязанностей (и не получит за неисполнение).

 

2. Не возлагайте на работника функциональные обязанности, которые несовместимы с его системой ценностей либо друг с другом. Здесь можно использовать ряд эффективных психологических инструментов. Так, эффективные команды можно формировать с помощью тестов, базирующихся на подходе Белбина и/или на пятифакторной модели, а для диагностики системы ценностей работников было бы нелишним использовать соответствующие методики или — лучше — воспользоваться помощью профессионального психолога-консультанта.

 

3. «Не забивайте гвозди микроскопом»: не поручайте сотруднику работу, которая не соответствует его уровню профессиональной подготовки. Старайтесь подбирать работу под сотрудника таким образом, чтобы он не только был бы способен в полной мере проявить свои компетенции, но и мог бы постоянно совершенствоваться и расти как профессионал.

 

Олег РУДЮК

Related Post

ДЕТСКИЙ ЭНУРЕЗДЕТСКИЙ ЭНУРЕЗ

Детский энурез или недержание мочи – пожалуй, наиболее часто встречающаяся проблема в моей практике. Это болезнь для ребенка, беда для взрослых и одна из самых частых причин обращения к врачу. При

КАК БУДИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ ДОБРОЕ УТРО!КАК БУДИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ ДОБРОЕ УТРО!

Как же бывает трудно по утрам разбудить и собрать ребенка в детский сад. Он так сладко спит, а мы вытаскиваем его из сна, запихиваем еще сонное тельце в одежду, сильно

РЕБЕНОК РУГАЕТСЯ МАТОМРЕБЕНОК РУГАЕТСЯ МАТОМ

Многие родители нередко сталкиваются с такой ситуацией, когда их ребенок вдруг начинает произносить нецензурные слова. Родители недоумевают: ведь они всегда старались воспитать ребенка так, чтобы он был вежливым. И где

ФИЛИППИНСКИЙ ТЕСТ – БЫСТРАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕФИЛИППИНСКИЙ ТЕСТ – БЫСТРАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

У дошкольников в 5-6 лет происходит полуростовой скачок роста, который заключается в существенном удлинении рук и ног. Филиппинский тест — один из главных критериев «школьной зрелости». Проверка готовности к школе

ЕЩЕ ОДНА ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ТЕСТОВАЯ БЕСЕДАЕЩЕ ОДНА ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ТЕСТОВАЯ БЕСЕДА

Обычно в наших школах тестирование дошкольников перед поступлением в первый класс проводится проверка готовности к школе с помощью тестовой беседы, предложенной С.А. Банковым, которая позволяет определить степень психосоциальной зрелости (кругозор) ребенка.

«Закалённая» ли у Вас нервная система?«Закалённая» ли у Вас нервная система?

Ужа давно доказано, что все болезни от нервов. Если Ваш организм постоянно подвергается напряжению от неуравновешенной нервной системы, то и болеете Вы чаще. Насколько быстро Вы можете решить проблему и

ПОНЯТИЕ “ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ”ПОНЯТИЕ “ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ”

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙРЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

Как помочь ребенку стать менее агрессивным. Самое главное — научить ребенка разряжаться — избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Известен такой пример

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Мы знаем, что дети любят играть, поощряем их самостоятельные игры, покупаем игрушки.

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА УБИРАТЬСЯКАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА УБИРАТЬСЯ

Существуют причины, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Во-первых, порядок развивает. Мышление ребенка устроено таким образом, что его раз­витие происходит путем упорядо­чивания всего, что он видит. Если он постоянно

КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ СТРАХОВКАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ СТРАХОВ

В последнее время я все чаще сталкиваюсь в практике с родителями, вопрошающими. откуда берут истоки страхи у детей дошкольного возраста , какие причины страха у детей и как помочь ребенку

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ С РОДИТЕЛЯМИКАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

Совместный сон с малышом очень удобен для него и его мамы. Ребенок, который целых девять месяцев находился в теплом, мягком и тесном пространстве, после появления на свет не очень уютно

ЖАДНЫЙ РЕБЕНОК, ЧТО ДЕЛАТЬЖАДНЫЙ РЕБЕНОК, ЧТО ДЕЛАТЬ

Каждому родителю неоднократно приходилось видеть, как их дети порой слишком болезненно реагируют на то, что кто-то пытается взять их любимые игрушки. Малыш начинает кричать, плакать, злиться, ругаться или даже драться.

“ГДЕ НАШ ПАПА?”“ГДЕ НАШ ПАПА?”

В современном мире все чаще можно встретить женщин, которые решили родить ребеночка в одиночестве. И если раньше к таким женщинам относились с жалостью и сочувствием, а слово «безотцовщина» было неловким,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОРПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОР

В настоящее время я все чаще сталкиваюсь с такой неожиданной для меня проблемой – некоторые детки в возрасте от 2 до 4 лет бояться ходить по-большому…  Оказывается этот феномен вполне

СИБЛИНГИСИБЛИНГИ

Понятие «сиблинги» приобретает все большую популярность, означает это слово родных братьев и сестер, потомков одних и тех же родителей, детей одной семьи, но не близнецы. Так же термин употребляется и

День Святого Валентина — что подарить любимойДень Святого Валентина — что подарить любимой

Сейчас то время, когда каждый человек, который планирует свой день, время зря терять не будет. Потому, что время для каждого из нас — бесценное. В день Святого Валентина, отличным подарком

Ошибки начинающих волшебниковОшибки начинающих волшебников

«Измените жизнь к лучшему! Переведите свою жизнь на качественно новый уровень! Начните жить по-новому!» Как часто мы слышим эти смелые и многообещающие установки из разных источников, которые обещают нам, словно

Как влиять на поведение ребенкаКак влиять на поведение ребенка

Однажды решила ложка накормить манную кашу мальчиком. Манная каша вредная была, кушать не хотела. В тарелке расползалась, в ложку не садилась, кушать мальчика не хотела. И решила тогда ложка смекалку

купить стенку шведскуюкупить стенку шведскую

Фирменный лавка семейных и уличных детских спортивных ансамблей и шведских стен Богатырь и Карусель. Купить стенки шведские , представленные у нас, мы предлагаем розничным покупателям и оптовым покупателям, а также

профстандарт специалист по управлению персоналомпрофстандарт специалист по управлению персоналом

Мы уже большое количество лет увлекаемся работой в области охраны труда. Раньше специалистом в данной области имел возможность замерзнуть всякий желающий, имеющий нецелевое воспитание и навык. Ныне, дабы остаться на

Создание семьи. Признать реальностьСоздание семьи. Признать реальность

Создание семьи — это, наверное, самый важный и ответственный момент в жизни любого человека. Большинство людей оказываются к этому не готовы. В таком случае страдают все — и супруги, и