Детская психология Без рубрики Во что играют наши дети

Во что играют наши дети

Как показывают многочисленные психологические исследования, игра имеет непосредственное отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. То, как ребенок будет общаться со сверстниками, разрешать разные жизненные ситуации, будет во многом зависеть от того, в какие игры он играл ранее. В этом можно убедиться,  если проанализировать собственное детство.

 

Как показывают многочисленные психологические исследования, игра имеет непосредственное отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. То, как ребенок будет общаться со сверстниками, разрешать разные жизненные ситуации, будет во многом зависеть от того, в какие игры он играл ранее. В этом можно убедиться,  если проанализировать собственное детство.

 

Серьезные забавы

 

Наши жизненные цели были предопределены еще в детстве. Так, человек, на первый план которого выходит семья, дети – скорее всего в детстве любил играть в куклы, «дочки-м
32e8
атери» и прочее (это больше касается девочек). Девушки, которым безумно нравилось играть в лова, а тем более убегать от противника, скорее всего, так и будут вести себя с противоположным полом — дразнить и тут же убегать, привлекать на себя внимание и опять уходить…

 

Однако давайте разберемся, возможно ли воспитание без игры? Зачем детям игры, и какими должны быть игрушки?

 

Ребенок в игре серьезен и игрушка для него — не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир. С помощью игрушек он постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

 

Все игры ребенка можно классифицировать следующим образом:

— обучающие – пирамидки, игрушки типа матрешек, разборные игрушки на стерженьках;

— образные – изображения людей, животных и элементов природы: цветов, грибов, деревьев и т.д.;

— технические – транспортные, механические, строительные, наборы для игры в профессии;

— конструктивные – различные конструкторы;

— игрушки-головоломки – кубик Рубика, цилиндрики с шариками, “пятнашки”, “змейки”, “Загони шарик”, “паззлы” и прочие;

— игрушки-самоделки;

— игрушки для понимания красоты (т.е. для эстетического воспитания) – игрушечные звучащие музыкальные инструменты, марионетки, декоративные игрушки, коллекционные куклы, мозаики, наборы для вышивания, выпиливания, раскрашивания картин;

— спортивные – мячи, кегли, городки, крокет, бадминтон, теннис, шахматы, шашки;

— игрушки-забавы – дергунчики, мячи на резинках, клюющие птички, скачущие лягушки, наборы фокусов, игрушки-сюрпризы.

 

 

Игрушечный опыт

 

Для малыша раннего возраста главное — обладание предметом и действия с ним. Ребенку постарше уже гораздо интереснее играть не с самим предметом, а с человеком, который владеет этим предметом. Таким образом, появляется сюжетно-ролевая игра, на которой бы хотелось сделать особый акцент.

 

Освоив такие игры, летать уже будет не самолетик, а летчик, который настолько ловкий, что может выделывать ого-го сколько трюков. Молочко пупсик будет пить не благодаря бутылочке, а благодаря заботливой маме, которая приготовила его.

 

В этих играх главным для ребенка оказываются образы взрослых и их действия. Ребенок стремится действовать правильно – как взрослый. Действия «понарошку» позволяют малышу улавливать смысл реального действия и реально его пережить. Проигрывая ту или иную роль, ребенок «как бы» получает этот опыт. Так, например, ребенок был в больнице, ему сделали укол. Он знает, как было ему на месте больного (боль, обида и т.д.).

 

Придя домой, он может проиграть эту ситуацию. Так, «превратившись» в доктора, может сделать укол зайчику (может повторять эту ситуацию изо дня в день, пока не найдет для себя приемлемое решение). В тот момент, когда он поймет (сам или с помощью взрослого) зачем зайчику нужен укол,  когда начнет о нем заботиться и желать ему скорейшего выздоровления – изменится и отношение ребенка к походам в больницу. В такие моменты не возможно ребенку навязать наше знание о том, что уколы в его же благо. Ребенок должен прийти к этому самостоятельно, пропустить этот опыт через себя, пережить его эмоционально.

 

Так, постепенно малыш начинает понимать, что предметами можно манипулировать. В такие моменты дети часто могут придумывать необычные истории, пробовать себя в разных ролях. Например, солнышко может жить в коробке, а не на небе. Кто-то из животных может быть других цветов и т.д. Здесь «включается» воображение нашего малыша. Посадив синего зайчика среди серых, ребенок может проиграть ситуацию «как это быть не таким, как все». Если когда-нибудь в жизни он сам окажется в таком положении, то сумеет гораздо эффективнее разрешить ее, уже имея за плечами такой игрушечный опыт.

 

Домашний Диснейленд

 

Какими же должны быть игрушки? Каких игрушек стоит избегать?

 

Некоторые родители стараются не приобретать ребенку каких-то жутких солдатов, трансформеров, человеков-пауков и т.д. У таких малышей будут только добрые и хорошие игрушки: если это какие-то герои мультфильмов, то обязательно положительные. Отлично, каждая мама желает своему чаду всего только самого лучшего. Но столкнувшись в садике с кем-то, кто его обидит, ребенок не будет знать, что ему делать. Ведь агрессия со стороны не была им проиграна ни в какой игре. Ведь мир в его глазах такой добрый и позитивный, а все войны и обиды – выдумки мультяшек.

 

Именно поэтому в выборе игрушек чаще всего стоит прислушиваться к самому ребенку. Пусть малыш сам выбирает, какие жизненные ситуации он еще хочет «проиграть». Выбрал в десятый раз машинку? Значит, еще не все ситуации разрешил. Значит, нужен новый, свежий герой, который еще не падал с моста и не переворачивался на трассе.

 

Игра ребенка — это очень сложный процесс. Именно благодаря игре кроха может пережить тот или иной период в жизни. Не стоит ограничивать малышей в этом!

 

Кроме того, стоит помнить о том, что мы, взрослые, можем внести огромный вклад в формирование личности ребенка принимая участие в его играх, помогая и направляя его в верном направлении!

 

Инга СУРКОВА,

практикующий психолог, руководитель Психологического Центра «Каллиопа».

 Тел.: 056-734-08-15, 050-137-59-14.

Related Post

ДЕТСКИЙ ЭНУРЕЗДЕТСКИЙ ЭНУРЕЗ

Детский энурез или недержание мочи – пожалуй, наиболее часто встречающаяся проблема в моей практике. Это болезнь для ребенка, беда для взрослых и одна из самых частых причин обращения к врачу. При

КАК БУДИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ ДОБРОЕ УТРО!КАК БУДИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ ДОБРОЕ УТРО!

Как же бывает трудно по утрам разбудить и собрать ребенка в детский сад. Он так сладко спит, а мы вытаскиваем его из сна, запихиваем еще сонное тельце в одежду, сильно

РЕБЕНОК РУГАЕТСЯ МАТОМРЕБЕНОК РУГАЕТСЯ МАТОМ

Многие родители нередко сталкиваются с такой ситуацией, когда их ребенок вдруг начинает произносить нецензурные слова. Родители недоумевают: ведь они всегда старались воспитать ребенка так, чтобы он был вежливым. И где

ФИЛИППИНСКИЙ ТЕСТ – БЫСТРАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕФИЛИППИНСКИЙ ТЕСТ – БЫСТРАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

У дошкольников в 5-6 лет происходит полуростовой скачок роста, который заключается в существенном удлинении рук и ног. Филиппинский тест — один из главных критериев «школьной зрелости». Проверка готовности к школе

ЕЩЕ ОДНА ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ТЕСТОВАЯ БЕСЕДАЕЩЕ ОДНА ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ТЕСТОВАЯ БЕСЕДА

Обычно в наших школах тестирование дошкольников перед поступлением в первый класс проводится проверка готовности к школе с помощью тестовой беседы, предложенной С.А. Банковым, которая позволяет определить степень психосоциальной зрелости (кругозор) ребенка.

«Закалённая» ли у Вас нервная система?«Закалённая» ли у Вас нервная система?

Ужа давно доказано, что все болезни от нервов. Если Ваш организм постоянно подвергается напряжению от неуравновешенной нервной системы, то и болеете Вы чаще. Насколько быстро Вы можете решить проблему и

ПОНЯТИЕ “ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ”ПОНЯТИЕ “ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ”

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙРЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

Как помочь ребенку стать менее агрессивным. Самое главное — научить ребенка разряжаться — избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Известен такой пример

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Мы знаем, что дети любят играть, поощряем их самостоятельные игры, покупаем игрушки.

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА УБИРАТЬСЯКАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА УБИРАТЬСЯ

Существуют причины, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Во-первых, порядок развивает. Мышление ребенка устроено таким образом, что его раз­витие происходит путем упорядо­чивания всего, что он видит. Если он постоянно

КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ СТРАХОВКАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ СТРАХОВ

В последнее время я все чаще сталкиваюсь в практике с родителями, вопрошающими. откуда берут истоки страхи у детей дошкольного возраста , какие причины страха у детей и как помочь ребенку

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ С РОДИТЕЛЯМИКАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

Совместный сон с малышом очень удобен для него и его мамы. Ребенок, который целых девять месяцев находился в теплом, мягком и тесном пространстве, после появления на свет не очень уютно

ЖАДНЫЙ РЕБЕНОК, ЧТО ДЕЛАТЬЖАДНЫЙ РЕБЕНОК, ЧТО ДЕЛАТЬ

Каждому родителю неоднократно приходилось видеть, как их дети порой слишком болезненно реагируют на то, что кто-то пытается взять их любимые игрушки. Малыш начинает кричать, плакать, злиться, ругаться или даже драться.

“ГДЕ НАШ ПАПА?”“ГДЕ НАШ ПАПА?”

В современном мире все чаще можно встретить женщин, которые решили родить ребеночка в одиночестве. И если раньше к таким женщинам относились с жалостью и сочувствием, а слово «безотцовщина» было неловким,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОРПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОР

В настоящее время я все чаще сталкиваюсь с такой неожиданной для меня проблемой – некоторые детки в возрасте от 2 до 4 лет бояться ходить по-большому…  Оказывается этот феномен вполне

СИБЛИНГИСИБЛИНГИ

Понятие «сиблинги» приобретает все большую популярность, означает это слово родных братьев и сестер, потомков одних и тех же родителей, детей одной семьи, но не близнецы. Так же термин употребляется и

День Святого Валентина — что подарить любимойДень Святого Валентина — что подарить любимой

Сейчас то время, когда каждый человек, который планирует свой день, время зря терять не будет. Потому, что время для каждого из нас — бесценное. В день Святого Валентина, отличным подарком

Ошибки начинающих волшебниковОшибки начинающих волшебников

«Измените жизнь к лучшему! Переведите свою жизнь на качественно новый уровень! Начните жить по-новому!» Как часто мы слышим эти смелые и многообещающие установки из разных источников, которые обещают нам, словно

Как влиять на поведение ребенкаКак влиять на поведение ребенка

Однажды решила ложка накормить манную кашу мальчиком. Манная каша вредная была, кушать не хотела. В тарелке расползалась, в ложку не садилась, кушать мальчика не хотела. И решила тогда ложка смекалку

купить квартиру в ессентукахкупить квартиру в ессентуках

Желающие приобрести жилплощадь в курортной зоне избирают Ессентуки. Это легендарная всероссийская здравница, ставшая мерилом экологической чистоты и одобрительных для самочувствия критерий проживания. Стоит сказать пару слов о том, почему выгодно

коньки для фигурного катанияконьки для фигурного катания

Вы лишь только проделываете собственные 1-ые шаги на льду или же уже начинаете исследовать больше трудные составляющие фигурного катания? В случае если Вы ищете, где приобрести фигурные коньки основных вселенских

старые книги купитьстарые книги купить

Древние книжки особые. В различие от хрустящих или же глянцевых свежих книжек, пожелтевшие от времени ветхие странички берегут ситуации минувшего. Чьи пальцы их касались? Кого беспокоили ситуации, рассказанные в них?