Мы живем в странное время. Родители думают, что их долг — заботиться о материальных нуждах детей: кормить их, обеспечивать жильем, одеждой, покупать им игрушки. Воспитание, думают они, это дело школы. Они совершают страшную ошибку. Из двадцати четырех часов в сутках ребенок проводит в школе не более шести. Остальное время он предоставлен родительской заботе, которые должны дать ему все, что необходимо для его становления. Наиболее выдающиеся люди формируются из тех детей, родители которых вкладывали всю душу в их воспитание. Такие мамы и папы находили время, чтобы заниматься с детьми и учиться вместе с ними. И это изменяло все к лучшему.
Мы живем в странное время. Родители думают, что их долг — заботиться о материальных нуждах детей: кормить их, обеспечивать жильем, одеждой, покупать им игрушки. Воспитание, думают они, это дело школы. Они совершают страшную ошибку. Из двадцати четырех часов в сутках ребенок проводит в школе не более шести. Остальное время он предоставлен родительской заботе, которые должны дать ему все, что необходимо для его становления. Наиболее выдающиеся люди формируются из тех детей, родители которых вкладывали всю душу в их воспитание. Такие мамы и папы находили время, чтобы заниматься с детьми и учиться вместе с ними, заниматься психе-йога. И это изменяло все к лучшему.
Уже в период беременности мать воспитывает ребенка. Он воспринимает и впитывает мир, слушая голос своей матери, ее речь и песни. При первом появлении на свет малыш уже распознает ее голос. Если он плачет, знакомый голос матери успокоит его быстрее любого другого голоса. Поэтому умные мамы общаются со своим ребенком еще до его рождения.
Каждая мать должна осознавать, что воспитание – это очень постепенный процесс. Мало сказать ребенку: «Я хочу, чтобы ты поступал так и так».
Одна мама рассказывает психологу, что она чувствует себя очень отдаленной от своего пятилетнего сына. Он несносен: дерется с другими детьми, упрям и несговорчив. Испытывая враждебность к ребенку, она только ухудшала ситуацию. Не зная, что предпринять, чувствовала себя рассерженной и виноватой одновременно.
По совету психолога в течение двух дней она записывала все хорошие поступки ребенка: аккуратно пользовался туалетом, хорошо ел, поставил тарелки в раковину, поделился игрушкой с девочкой во дворе, спокойно играл в течение пяти минут и т.д. Этот список она читала сыну каждый вечер. Мама абсолютно игнорировала все его негативные поступки. И о чудо! Поведение ребенка заметно улучшилось. Действительно, эти записи помогли матери увидеть, что ее ребенок много лучше, чем она думает. И в том же убедился сам ребенок.
Одобрение намного эффективней, чем наказание. Мне отвратительно применение телесных наказаний. Маленькому ребенку может быть достаточно шлепка, когда он делает что-то опасное. Напротив, физическое наказание совершенно необязательно и означает, что мы имеем дело с неконтролирующим себя неинтеллигентным родителем или учителем.
Дети – не дьявольские манипуляторы, которые, завладевая вашим вниманием, превращают вас в идиотов. Это часто испуганные, беззащитные маленькие существа, жаждущие вашего сочувствия, испытывающие потребность в доброте, тепле, понимании, общении, прикосновении, объятиях, убаюкивании, поглаживании. Непонимание этого ведет иногда к трагедии.
Очень часто мы думаем, что дети поступают намеренно, назло нам. Конечно, это вызывает в еас бурю негодования. Предположим, вы что-то пролили на кухне. Обычный ход ваших мыслей: «Боже, я так занята, столько дел, и именно сейчас это случилось». И вы простили себя. Но если это сделал ваш ребенок, вы уже готовы выступить с осуждением: «беспечный, беззаботный, неуклюжий». Вы допускаете, что он сделал это намеренно. Во всяком случае, мог бы как-нибудь предотвратить, чтобы не расстраивать вас. И уже вы готовы унижать его, вместо того чтобы решить проблему. Если ребенок собранный, вы оба можете быстренько убрать, не правда ли? Ну, а если ребенок вообще неловкий? Возможно, у него есть нарушения моторной координации или сенсорной интег
16a0
рации, тогда осуждения не помогут.
Ребенок нуждается в помощи. В атмосфере любви и терпимости мы все достигаем полного развития своего потенциала, возможного в данный момент. Наша задача – уметь сочувствовать и ободрять.
Одна женщина решила сделать каждую субботу «Днем Одобрения». В этот день все члены семьи говорят друг другу только приятные вещи. И теперь дети уже в понедельник спрашивают: «Еще не суббота?». Будучи исключительно придирчивой, склонной к депрессии, первый такой день эта женщина с трудом выдержала. Но, оценив результаты, поняла, что спасение ее семьи – это концентрация на хорошем.
Другая клиентка с семейными проблемами решила заканчивать день с благодарностью мужу за то хорошее, что он сделал в течение дня. И он должен был делать то же самое. Она говорила, что до этого в течение долгих месяцев она даже просыпалась сердитой. После этих нехитрых упражнений все изменилось. Мало-помалу брак сильно изменился к лучшему. Сейчас она получила то, чего хотела всегда: друга, с которым делит все свои чувства. Вот что значит положительная «одобрительная» атмосфера!
Галина КОСТИНСКАЯ, семейный психолог психологического центра «Инвижл» (Запоржье)
Добавить комментарий