Когда внутренний мир подростка наполняется особым смыслом
Смена одного возрастного периода другим всегда осуществляется через кризис. Преодолев его, ребенок «выходит в свет» с новыми умениями, качествами, становится на новую социальную ступеньку. Но пока он находится «внутри кризиса», ему невозможно зн
16a0
ать, что будет дальше. Но об этом должны знать окружающие, родители – те, кто уже прошел эти кризисы и знает, что во всех переживаемых трудностях и заключается сила для будущей жизни. Поддерживать, но не мешать естественному ходу жизни – в этом задача родителей, учителей и всех, кто сталкивается с подростками.
Когда внутренний мир подростка наполняется особым смыслом
Смена одного возрастного периода другим всегда осуществляется через кризис. Преодолев его, ребенок «выходит в свет» с новыми умениями, качествами, становится на новую социальную ступеньку. Но пока он находится «внутри кризиса», ему невозможно знать, что будет дальше. Но об этом должны знать окружающие, родители – те, кто уже прошел эти кризисы и знает, что во всех переживаемых трудностях и заключается сила для будущей жизни. Поддерживать, но не мешать естественному ходу жизни – в этом задача родителей, учителей и всех, кто сталкивается с подростками.
«Признаюсь честно, сама с ужасом вспоминаю себя в подростковом возрасте. Нет, я не устраивала истерики родителям, не требовала свободы и не доказывала, что уже давно выросла. Напротив, моя мама считала меня вполне благополучным ребенком. И тем чудовищней было мое положение и тем непонятней были мои поступки близким. Я от невыносимого чувства одиночества, от недостатка страстей, от желания быть принятой во взрослом мире, искала участия у совершенно чужих людей!» — такими словами начала свой рассказ мама 12-летнего мальчишки на приеме у психолога.
Также молодые и будущие мамы читайте, какая одежда для новорожденных сейчас наиболее популярна и почему. Это ведь не менее важный вопрос, чем будущее воспитание. От правильно подобранной одежды зависит то, как будет развиваться ваш ребенок.
Как думаете, что ее тревожило в своем взрослеющем сыне? Прежде всего, она боялась, что сын повторит ее ошибки, что она перестанет быть для него другом, что он испытает те же переживания, что и она в свое время. И к психологу пришла на консультацию лишь для того, чтобы вовремя «подстелить соломку». Однако таких сознательных родителей немного. Чаще к психологу обращаются уже тогда, когда «гром грянул».
Чувство одиночества, обособленности, становление самосознания, первые мировоззренческие проблемы, переоценка ценностей, первые разочарования – все то, что сопровождает переход от детства к юности. Этот период в жизни человека особенно драматичен. Подростку необходимо высказаться, выразить себя, поделиться своими проблемами, и здесь, к сожалению, взрослые не всегда могут ему помочь. Во-первых, мнение самых близких взрослых перестает в этот период быть значимым для подростка в силу критичности его мышления. Во-вторых, и сами взрослые (родители, учителя) не всегда способны выслушать, понять, проявить терпение и мудрость. А ведь подростку в этот период крайне необходима «целевая установка» — внутренний стержень, царь в голове, голова на плечах, ясный разум. То есть подросток четко знает, что ему интересно. Идеальный вариант – закладывать ее еще с младшего школьного возраста.
Переходный возраст от игры к труду порождает трудных, если не нашелся труд по возрасту. Мама, цитату из обращения которой я приводила вначале, права в своем стремлении быть на шаг впереди событий, которые могут развернуться в связи с взрослением ее сына.
Зачастую, мамы и папы, устав от забот о малыше и почувствовав, что их птенец становится все более самостоятельным, перестают активно участвовать в его жизни. Отчасти это верно, но не во всем. Родители по-прежнему должны помогать подростку в реализации его целевой установки. Позиция «он взрослый и сам все может» не эффективна. Если подросток проявляет желание заняться спортом, значит необходимо не только поспособствовать его поступлению в хорошую школу, но и искренне болеть за его успехи, поднимать повешенный из-за неудач дух. Если интерес вызывает музыка, то не пристраивайте тинейджера в кружок при школе, а способствуйте созданию первых «серьезных» записей.
Не стоит забывать о том, что общение и самопознание становятся для подростка ведущими видами деятельности. Для их успешной реализации, создаются специальные школы личностного роста именно для подростков, где психологом создается безопасная среда, задаются темы, обсуждаются вопросы, находятся ответы. Перечислять можно много, но у ребят есть свои причины, по которым они хотят работать в группе сверстников с психологами. Прежде всего – это желание узнать о себе больше, познакомиться с собой. Научиться понимать и быть понятным окружающим: родителям, друзьям, одноклассникам.
Предлагаем Вам заглянуть во внутренний мир своего взрослеющего ребенка с помощью теста «Путешествие во внутренний мир», который вы можете пройти на сайт центра «Сознание»: www.soznanie.org.ua (в разделе «статьи» — «тесты»).
Комментарий психолога ЦРЛ «Сознание» Юлии Родиной:
«Родителям следует знать, что ребенок переживает определенные этапы в своей жизни. И на каждом жизненном этапе ему отведена своя роль. Условно говоря, до 7 лет ребенок – «Царь». Дарите ему безграничную любовь, заботьтесь, берегите, ухаживайте, хольте и лелейте, как говорится. С 7 до 14 лет ребенок – «Солдат». Это время знакомства с правилами, подчинения им, выполнения поручений и обучения. В 14 лет начинается новый этап развития родительско-детских отношений — ребенок — «Друг». Теперь Вы не можете ему указывать. Вы добьетесь большего, если будете высказываться не критическими замечаниями и приказами, а в виде пожеланий. Даже неприятности Вам будет легче пережить, если Вы их воспримите с позиции друга, а не как начальник и подчиненный. Начальника раздражают проблемы подчиненного. Друг же готов протянуть руку помощи и оказать поддержку. А ведь именно этого и ждут от Вас ваши взрослеющие дети».
Светлана Атагульянц,
ЦРЛ «СОЗНАНИЕ», пл. Октябрьская, 1-б
379-04-81, (067) 4455887
www.soznanie.org.ua
Добавить комментарий