Женщины-руководители, обладающие мужскими чертами характера, вполне способны быстро продвигаться по карьерной лестнице, особенно если они показывают его не всегда и не всем.
Женщины-руководители, обладающие мужскими чертами характера, вполне способны быстро продвигаться по карьерной лестнице, особенно если они показывают его не всегда и не всем
Когда я выступила в «Шереметьево» с инициативой создать при комитете по аудиту службу внутреннего контроля и аудита, руководство аэропорта приняло предложение не сразу«, — рассказывает Анна Белова, недавно ушедшая с поста члена правления, заместителя гендиректора по стратегии и корпоративному развитию СУЭК (сейчас она входит в советы директоров «Шереметьево» и Россельхозбанка). Чтобы убедить менеджмент в том, что это необходимый инструмент совета директоров, обеспечивающий прозрачность и достоверность операций общества, пришлось даже организовать специальный семинар, пригласив специалиста из российского чартера внутренних аудиторов. На семинаре руководителям подразделений компании подробно объяснили, чем внутренний аудит отличается от внешнего аудита и службы экономической безопасности и как строится работа такой службы. Сейчас механизм успешно работает, что, с одной стороны, дисциплинирует менеджмент компании, а с другой — обеспечивает достоверность и прозрачность операций общества для совета директоров, отмечает Белова.
Топ-менеджерам часто требуется сильный мужской характер: хороший руководитель должен быть решительным, уверенным в собственных силах, агрессивным в достижении целей. До недавнего времени считалось, что именно это может препятствовать назначению на высшие посты крупных компаний представительниц слабого пола. И дело вовсе не в том, что женщин с мужским характером трудно найти, просто те из них, кто ведет себя по-мужски, чаще сталкиваются с неприятием окружающих, а значит — и с незавидными перспективами карьерного роста.
Но как показали в 2011 г. Оливия О’Нил из Университета Джорджа Мейсона и Чарльз О’Райли, профессор Стэнфордского университета, женщины с мужским характером вполне могут рассчитывать на рост по службе. Исследователи наблюдали за карьерными передвижениями 132 выпускников программы MBA одной из международных бизнес-школ. Оказалось, что женщины, умеющие скрывать свой мужской характер, получили за этот срок в полтора раза больше продвижений по службе, чем мужчины, в два раза больше, чем женщины, не обладающие мужским характером, и в три раза чаще, чем женщины с мужским характером, не умеющие его скрывать. Внутренняя сила
«Жесткость, решительность должны быть внутри, — соглашается с результатами исследования Нина Литвинова, управляющая ГК Food Service Capital. — Мужчины и без того все время соревнуются, а если они видят женщину с мужским характером, это провоцирует их на битву». Не нужно доказывать, что ты умнее мужчины, — стратегия мягкости и женственности исключает соперничество, советует она. «У меня был период, когда я ходила с очень строгим выражением лица и считала, что это правильно, — рассказывает Литвинова. — Впрочем, от такого стиля я быстро отказалась, и сейчас если принимаю жесткие решения, то делаю это очень доброжелательно, последовательно разъясняя, почему это нужно».
«В бизнесе я предпочитаю оставаться женщиной, хотя нередко применяю мужскую хватку, — говорит Наталья Степанюк, гендиректор агентства IQ Marketing. — Многие женщины-руководители изначально настроены не на конфликт, а на то, чтобы все остались довольны». По ее словам, ей удается добиваться успеха в бизнесе, не скрывая волевых качеств. «У меня даже рукопожатие крепкое, как у мужчины, — смеется Степанюк. — Помню свою первую встречу с финансовым директором одного крупного инвестиционного банка. Мы разработали для клиента концепцию конференции, но наши услуги показались ему слишком дорогими — этот вопрос мы приехали обсудить с финансовым директором клиента. С ним мы поздоровались по-американски — пожав друг другу руку. Позже он рассказывал своим коллегам: у этой женщины такая сила, что я сразу передумал снижать ей гонорар».
«Я никогда не играю на каких-то женских свойствах, — говорит Белова. — Для меня главное — умение вести дискуссию, не сдавая профессиональных позиций».
Решительность, настойчивость и прочие черты характера неправильно относить только к мужским, полагает Ирина Эльдарханова, председатель совета директоров компании «Конфаэль»: любой человек, занятый в бизнесе, должен обладать и волевым характером, и большой работоспособностью, и уверенностью в своих силах. Все дело в том, что женщине в отличие от мужчины, у которого в большей степени развито самолюбие и чувство первенства, нет необходимости демонстрировать свой мужской характер, говорит Эльдарханова. «Правила общ
b50
ения в семье и на работе часто пересекаются, — рассуждает Эльдарханова. — Если женщина в приказном порядке просит о чем-то мужа, это вызывает отторжение. Так и в бизнесе».
Кулаки против слез
«Когда мы разрабатывали продукцию под новым брендом “Лакомство для здоровья”, мужчины из совета директоров, а я единственная там женщина, то ли не чувствовали этот рынок, то ли мысли о здоровье им не так близки, как женщинам, но они все как один сомневались, нужны ли нам такие продукты, — рассказывает Эльдарханова. — В один момент я попросила — отдайте это направление мне, я все сделаю, а вы потом оцените». Бренд, по ее словам, выстрелил так, что в нише мармеладов продажи конфет без сахара (мармелад на основе свежевыжатых соков) в первый же месяц вышли на первое место.
У мужчин — топ-менеджеров вопрос о том, кого они охотнее продвинут по карьерной лестнице — жесткую или мягкую в общении женщину, — вызвал замешательство. «Некоторые женщины не имеют внутреннего желания расти выше какого-то определенного уровня, но если такие и встречаются, то мне все равно, как она себя при этом ведет — стучит ли по столу или пускает слезу, — говорит Александр Малис, президент “Евросети”. — Я, как правило, работаю с теми, кого давно знаю и кому привык доверять». И все же Малис не скрывает своего мнения: многие женщины, занявшие ту или иную высокую позицию, просто копируют мужское поведение — и зачастую это выглядит смешно.
«Иногда чрезмерно мужское поведение связано вовсе не с типом характера, — соглашается Андрей Даниленко, президент ГК “Русские фермы”. — Некоторые женщины считают, что если они не будут по-мужски себя вести, то их не услышат. На самом деле это вызывает раздражение». В его холдинге женщины есть в правлении и на руководящих
5a8
позициях в производственных компаниях, но все равно в процентном соотношении их по-прежнему меньше, чем мужчин, признает Даниленко.
Женщины-руководители, обладающие мужскими чертами характера, вполне способны быстро продвигаться по карьерной лестнице, особенно если они показывают его не всегда и не всем.
Топ-менеджерам часто требуется сильный мужской характер: хороший руководитель должен быть решительным, уверенным в собственных силах, агрессивным в достижении целей. До недавнего времени считалось, что именно это может препятствовать назначению на высшие посты крупных компаний представительниц слабого пола. И дело вовсе не в том, что женщин с мужским характером трудно найти, просто те из них, кто ведет себя по-мужски, чаще сталкиваются с неприятием окружающих, а значит — и с незавидными перспективами карьерного роста.
Но как показали в 2011 г. Оливия О’Нил из Университета Джорджа Мейсона и Чарльз О’Райли, профессор Стэнфордского университета, женщины с мужским характером вполне могут рассчитывать на рост по службе. Исследователи наблюдали за карьерными передвижениями 132 выпускников программы MBA одной из международных бизнес-школ. Оказалось, что женщины, умеющие скрывать свой мужской характер, получил
10f8
и за этот срок в полтора раза больше продвижений по службе, чем мужчины, в два раза больше, чем женщины, не обладающие мужским характером, и в три раза чаще, чем женщины с мужским характером, не умеющие его скрывать.
Внутренняя сила
«Жесткость, решительность должны быть внутри, — соглашается с результатами исследования Нина Литвинова, управляющая ГК Food Service Capital. — Мужчины и без того все время соревнуются, а если они видят женщину с мужским характером, это провоцирует их на битву». Не нужно доказывать, что ты умнее мужчины, — стратегия мягкости и женственности исключает соперничество, советует она. «У меня был период, когда я ходила с очень строгим выражением лица и считала, что это правильно, — рассказывает Литвинова. — Впрочем, от такого стиля я быстро отказалась, и сейчас если принимаю жесткие решения, то делаю это очень доброжелательно, последовательно разъясняя, почему это нужно».
«В бизнесе я предпочитаю оставаться женщиной, хотя нередко применяю мужскую хватку, — говорит Наталья Степанюк, гендиректор агентства IQ Marketing. — Многие женщины-руководители изначально настроены не на конфликт, а на то, чтобы все остались довольны». По ее словам, ей удается добиваться успеха в бизнесе, не скрывая волевых качеств. «У меня даже рукопожатие крепкое, как у мужчины, — смеется Степанюк. — Помню свою первую встречу с финансовым директором одного крупного инвестиционного банка. Мы разработали для клиента концепцию конференции, но наши услуги показались ему слишком дорогими — этот вопрос мы приехали обсудить с финансовым директором клиента. С ним мы поздоровались по-американски — пожав друг другу руку. Позже он рассказывал своим коллегам: у этой женщины такая сила, что я сразу передумал снижать ей гонорар».
«Я никогда не играю на каких-то женских свойствах, — говорит Белова. — Для меня главное — умение вести дискуссию, не сдавая профессиональных позиций».
Решительность, настойчивость и прочие черты характера неправильно относить только к мужским, полагает Ирина Эльдарханова, председатель совета директоров компании «Конфаэль»: любой человек, занятый в бизнесе, должен обладать и волевым характером, и большой работоспособностью, и уверенностью в своих силах. Все дело в том, что женщине в отличие от мужчины, у которого в большей степени развито самолюбие и чувство первенства, нет необходимости демонстрировать свой мужской характер, говорит Эльдарханова. «Правила общения в семье и на работе часто пересекаются, — рассуждает Эльдарханова. — Если женщина в приказном порядке просит о чем-то мужа, это вызывает отторжение. Так и в бизнесе».
Кулаки против слез
«Когда мы разрабатывали продукцию под новым брендом “Лакомство для здоровья”, мужчины из совета директоров, а я единственная там женщина, то ли не чувствовали этот рынок, то ли мысли о здоровье им не так близки, как женщинам, но они все как один сомневались, нужны ли нам такие продукты, — рассказывает Эльдарханова. — В один момент я попросила — отдайте это направление мне, я все сделаю, а вы потом оцените». Бренд, по ее словам, выстрелил так, что в нише мармеладов продажи конфет без сахара (мармелад на основе свежевыжатых соков) в первый же месяц вышли на первое место.
У мужчин — топ-менеджеров вопрос о том, кого они охотнее продвинут по карьерной лестнице — жесткую или мягкую в общении женщину, — вызвал замешательство. «Некоторые женщины не имеют внутреннего желания расти выше какого-то определенного уровня, но если такие и встречаются, то мне все равно, как она себя при этом ведет — стучит ли по столу или пускает слезу, — говорит Александр Малис, президент “Евросети”. — Я, как правило, работаю с теми, кого давно знаю и кому привык доверять». И все же Малис не скрывает своего мнения: многие женщины, занявшие ту или иную высокую позицию, просто копируют мужское поведение — и зачастую это выглядит смешно.
Руслана МОСЕЙЧУК
Добавить комментарий