Почему ты молчишь? Ну, Хоть хрюкни!

В детстве я приглашала подружку гулять, бросая камешки в ее окно. Благо, этаж позволял. Подходила поближе к окошку, поднимала с асфальта мелкий камушек и бросала в стекло. Подружка выглядывала — мы шли гулять. Однажды она не выглянула. Я бросила еще один камушек — реакции нет. Еще один — никакого ответа. И тогда я взяла валявшийся неподалеку обломок кирпича…

 

В детстве я приглашала подружку гулять, бросая камешки в ее окно. Благо, этаж позволял. Подходила поближе к окошку, поднимала с асфальта мелкий камушек и бросала в стекло. Подружка выглядывала — мы шли гулять. Однажды она не выглянула. Я бросила еще один камушек — реакции нет. Еще один — никакого ответа. И тогда я взяла валявшийся неподалеку обломок кирпича…

 

Вы, конечно, уже догадались, что «обломок кирпича» — это метафора. В реальной жизни этот «обломок» может принимать различные формы. Например, нецензурные выражения. Или хук справа в челюсть. И это еще не самые плохие. А все почему? Наверное, потому что человек не видит или не слышит никакой реакции на свое сообщение. Как часто, не получая обратной связи, мы «бросаем полкирпича»? Конечно, если хватает смелости. А сколько людей, не получив на свой «бросок» отклика, просто разворачиваются и уходят? Между тем, недоговоренность в иных случаях хуже, чем «передоговоренность».

 

Также читайте новость о том, как построить отношения в семье, чтобы все были счастливы

 

Что же это за фрукт такой «обратная связь», и с чем ее едят? Заглянем в Википедию: «Обратная связь (англ. feedback — «фидбэк» — «обратное питание») — в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие».

 

В психологию это понятие пришло из кибернетики. Ученые проводили исследования: влияние обратной связи (в прямом значении этого выражения) на состояние испытуемого. Участник эксперимента в наушниках читал некий текст. И, соответственно, слышал сам себя. Через некоторое время экспериментатор начинал подавать звучание текста в наушники с опозданием в 30 секунд. И тогда речь человека, читающего текст и слушающего свою «запаздывающую» речь, расстраивалась.

 

Представьте себя участником такого эксперимента. Какие действия можно предпринять в таком случае? Можно, например, говорить текст с интервалом в 30 секунд – сначала услышать себя в наушнике, потом продолжать читать текст. А можно вообще снять наушники и сказать (а-ля Карлсон): «Я так не играю!».

 

Как видим, обратная связь выполняет несколько функций:

 

Первая – информационная. Ко мне (либо от меня) поступает ответная информация, что я либо мой собеседник действительно воспринял полученную информацию. «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я».

 

Вторая – корректирующая. Если мне что-то (кто-то) не нравится (нравится), то я либо мой собеседник можем сказать: «Давай поступим по-другому».

 

Третья – мотивирующая. Сравните две фразы:

«Ты опять допустил ошибку в отчете, точно также, как и в прошлый раз»

«Ты опять допустил ошибку в отчете, но при этом я уверен, что в следующий раз ты обратишь внимание на этот нюанс и напишешь правильный отчет».

 

Вот теперь самое время поговорить о видах обратной связи. Рассмотрим на примере. Представьте, что портниху элитного бутика. Она – опытный мастер, но и костюмы от, например, Бриони очень дорогие. Ей необходимо укоротить брюки для покупателя. Старшая продавщица приносит брюки и говорит: «Укоротите на 5 сантиметров и побыстрее, клиент торопится». И уходит. Портниха тщательно (немного волнуясь, все-таки Бриони!) отмеряет 5 сантиметров, обрезает брюки, подшивает их, гладит и т.д. При этом уложилась в отведенное время, ничего не испортила, брюки выглядят отлично. Заходит старшая продавщица. Интересуется, готовы ли брюки. В ответ слышит: «Да, готовы». Она их забирает и, не говоря ни слова, уходит.

 

Какие ощущения у портнихи? Думаю, не очень приятные. Вторая ситуация аналогична первой, с той лишь разницей, что продавщица, недовольно поглядев на мастерицу, говорит: «Ну что так долго? Клиент уже нервничает!» Каковы ощущения теперь у нее?

 

И последняя ситуация: продавщица быстро и внимательно осматривает брюки и говорит: «Отличная работа! В первый же день, без подготовки, вы быстро выполнили заказ. Клиент будет доволен! Уверена, что и в следующий раз вы справитесь также хорошо!»

 

Сравните ощущения от первой и второй ситуаций с третьими. В первом и втором случаях портниха получила негативную обратную связь, а в третьем – позитивную. Кроме того, в третьей ситуации выполнена третья функция обратной связи – мотивация на будущее. Ваше мнение, в каком случае портниха будет работать с хорошим настроением?

 

Подведем небольшой итог. В результате общения либо я, либо мой собеседник, получаем реакцию на свое сообщение. Мы видим, слышим и даже, может быть, ощущаем, как наши сообщения воздействуют на адресата. Но зачем нам это нужно? Все для того, чтобы знать, как действовать дальше. Так у нас появляется возможность корректировать стратегию общения. Как в случае с наушниками: захочу — буду говорить с опозданием в минуту, захочу – вообще перестану говорить.

 

Интересная статистика: из 60 минут рабочего времени сотрудники любой организации 48 минут общаются между собой. Разумеется, это общение в рамках рабочих вопросов. Теперь представьте, что один сотрудник обращается к другому, а обратной связи не получает. Либо получает, но резко негативную. Много ли они наработают в таких условиях?

Воздействие обратной связи очень велико. Особенно в тех случаях, когда соблюдаются основные правила предоставления обратной связи:

 

Правило 1. Говорите о поступке, а не о личности.

Одесса. Маленький дворик. После дождя посреди двора образовалась огромная лужа. Вышли гулять два мальчика, лет пяти. И, естественно, сразу полезли в лужу. Мама первого закричала: «Сережа, ты – поросенок! Опять в лужу полез! На тебя штанов не напасешься!» Мама второго мальчика среагировала иначе: «Миша, ты же умный мальчик. Заче
3bff
м ты полез в лужу?»

По-вашему, какая из мам говорит о личности, какая — о поступке?

 

Правило 2. Говорите факт, а не мнение. Вот несколько высказываний:

— Ты всегда опаздываешь!

— Мне вечно приходится тебя ждать!

— Вчера ты опоздал на 10 минут, и поэтому мы не успели на поезд.

В каком из высказываний звучит факт, а в каком – мнение? Какое высказывание, по-вашему, менее обидное и более конструктивное? Верно — третье.

 

Правило 3. Говорите, мотивируя к улучшению.

«Так как ты вчера опоздал на 10 минут, и мы не успели на поезд, предлагаю в следующий раз договориться о встрече на 10 минут раньше. Ты согласен?»

 

При условии соблюдения всех трех правил обратной связи, у вас есть все шансы достичь взаимопонимания с собеседником.

 

И на закуску небольшой эпизод из моего далекого детства. Вспомнился, когда писала эту статью. Что-то я нашкодила, и мама выговаривала мне за это. Было очень стыдно. Старалась не только не вникать, но даже и не слушать то, что говорит мама. И вдруг услышала: «Ну что ты молчишь? Ты меня слышишь? Ну, хоть хрюкни!»

Друзья! Предлагаю «хрюкать»! Главное, при этом соблюдать вышеуказанные правила. И вы увидите, услышите и почувствуете, что вам в ответ «хрюкнут» с благодарностью.

 

В следующий раз мы поговорим о парадоксах обратной связи. До новой встречи!

 

Альбина ДУДКО,

активист «Клуба бизнес-тренеров Днепропетровска»

www.trener-club.dp.ua

Автор проекта – Трегубенко Елена

Тел.: 050 481-32-76

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.