Детская психология Без рубрики Создавать или приспосабливаться

Создавать или приспосабливаться

Есть три типа людей. Одни катят мир. Другие бегут рядом и кричат: «Боже, куда катится мир?!». А третьи бегут быстрее всех и думают: «Задавят!» Вроде бы шутка, но в этой шутке есть очень большая доля правды. Хочу вам рассказать об основополагающих вещах, о том, без чего любая попытка изменить свою жизнь окажется безрезультатной. Это основа основ любых действий и движений – наше мышление.

 

Есть три типа людей. Одни катят мир. Другие бегут рядом и кричат: «Боже, куда катится мир?!». А третьи бегут быстрее всех и думают: «Задавят!» Вроде бы шутка, но в этой шутке есть очень большая доля правды. Хочу вам рассказать об основополагающих вещах, о том, без чего любая попытка изменить свою жизнь окажется безрезультатной. Это основа основ любых действий и движений – наше мышление.

 

Любые наши действия исходят из нашего мышления. Нет ничего такого, что происходило у нас само по себе (за исключением заложенных природой инстинктов и рефлексов). И от того, как мы мыслим, какие мысли и мысленные модели у нас преобладают, зависит вся наша жизнь.

 

Любое событие, которое происходит в нашей жизни, оказывает на нас влияние. В зависимости от того, как мы реагируем на события, наше мышление можно разделить на два вида: реактивное и проактивное. Что это значит? Это означает, что мы либо считаем себя следствием всего, что случается в жизни, либо же мы считаем себя причиной. В случае реактивного мышления мы считаем, что жизнь – это то, что с нами случается. В случае проактивного мышления: жизнь – это то, что я создаю сам.

 

Также читайте материал о том, какие подарки на день рождения будут всегда оригинальными и интересными, чтобы праздник запомнился навсегда.

 

Отсюда, как следствие, вытекают два вида поведения:

  1. реактивное поведение – когда мы просто приспосабливаемся к событиям, которые создаются другими людьми вокруг.
  2. проактивное поведение – когда мы сами создаем события в своей жизни.

Люди с проактивным мышлением – это люди, которые понимают, что только они ответственны за свою жизнь, что никто другой не имеет на нее такого влияния, как они сами. И даже если обстоятельства складываются не так, как они хотят, то у них всегда есть выбор — как отреагировать на ситуацию и продолжить действовать, исходя из новых условий.

 

Люди с реактивным поведением – это люди, которые считают, что их жизнь создают другие люди и обстоятельства. Они обычно во всем винят окружение, говорят, что «вот если бы не это и не то, то было бы по-другому». Они всегда заложники внешних сил. Когда у них спрашиваешь, почему не получилось что-то сделать, всегда найдется крайний, из-за которого все сорвалось. Эти люди не принимают ответственность за свою жизнь и за то, что в ней происходит. Они из тех, кто бегут от мира и боятся, что их задавят.

 

Проактивность означает действовать самому, а не быть объектом воздействия. Причем под действием понимается не только создание обстоятельств, а и выбор реагирования на то, что уже произошло.

 

Когда случается какое-то неприятное или тяжелое событие в нашей жизни, у нас всегда есть выбор, как мысленно отреагировать на него. Мы можем либо начать страдать, сетовать на судьбу и все вокруг, чувствовать себя жертвой и впасть в уныние. А можем увидеть, что можно сделать в такой ситуации — начать искать выход или просто принять, что
10f8
ситуация произошла, но она не повлияет на нашу самооценку и восприятие себя.

Как можно определить реактивного человека от проактивного?

 

Это легко увидеть, если посмотреть, как человек реагирует на новые поставленные задачи или сложившиеся обстоятельства. Реактивный человек сразу начнет искать оправдания и причины почему задачу нельзя выполнить. В общем, делает все, чтобы избежать хоть малейшего действия. Проактивный человек сразу начнет искать возможности решения поставленной задачи, а если это окажется сложным, то все равно продолжит варианты движения. Главное, что он никогда не сложит руки и не скажет: «Ну, так сложилось».

 

Пример. Обстоятельство: Выросли цены на бензин.

 

Реактивный человек говорит: «Я не могу позволить себе ездить на машине, потому что выросли цены. Теперь мне это не по карману. Как всегда правительство только и делает, что наживается на простых гражданах, а зарплату не повысили». И так далее и в таком же духе. Итог – машина в гараже, человек ездит на общественном транспорте, при этом постоянно бубнит и жалуется на несправедливость.

 

Проактивный человек говорит: «Так, цены выросли, теперь добираться на работу будет дороже. Что я могу сделать, чтобы продолжить ездить на машине? Как я могу поступить в этой ситуации? Я могу попробовать начать больше зарабатывать, могу найти себе попутчика, чтобы разделить траты, могу попробовать поговорить с начальником об оплате транспортных расходов, могу…» И начинает придумывать еще варианты. Либо же он может решить, что теперь пора просто пересесть на велосипед. Либо придумает еще какой-нибудь выход. Главное, что в любом случае он будет понимать, что сам выбирает свои дальнейшие действия и мысли.

 

Если резюмировать, то реактивные люди мыслят словами «Это все потому, что…», проактивные люди мыслят вопросами «Как? Что я могу сделать?»

Тема реактивного и проактивного мышления очень обширна. О ней можно и нужно рассказывать много. О том, почему люди мыслят реактивно и что от этого они получают? Что позволяет людям быть проактивными? Какие есть основы, на которых строится проактивность? С помощью каких способов можно развить проактивность в себе?

 

Сегодня мне было важно положить начало этой теме, возможно, даже побудить вас задуматься о том, какое поведение больше свойственно вам. Ведь если вы собираетесь создавать свою жизнь, начинать новую, то это можно сделать только в том случае, если вы мыслите и действуете проактивно, если понимаете всю важность ваших действий и принимаете ответственность за свой выбор.

 

Можно сказать, что слоганом проактивного человека будет «Создаю свою жизнь». И это будет правдой, потому что он сам активно создает все события и обстоятельства. В то время как у реактивного девиз: «Приспосабливаюсь к жизни, которую за меня создали другие».

 

Что бы в жизни ни происходило, вы всегда можете выбрать, как реагировать на это, как воспринимать – как трагедию или как возможность.

 

Мария ЖИГАН, бизнес-тренер, гештальт-терапевт.

Больше информации о том, как создавать свою жизнь, вы можете получить, посетив мои сайты: www.createyourlife.com.ua, www.becreative.com.ua

Related Post

ДЕТСКИЙ ЭНУРЕЗДЕТСКИЙ ЭНУРЕЗ

Детский энурез или недержание мочи – пожалуй, наиболее часто встречающаяся проблема в моей практике. Это болезнь для ребенка, беда для взрослых и одна из самых частых причин обращения к врачу. При

КАК БУДИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ ДОБРОЕ УТРО!КАК БУДИТЬ РЕБЕНКА ИЛИ ДОБРОЕ УТРО!

Как же бывает трудно по утрам разбудить и собрать ребенка в детский сад. Он так сладко спит, а мы вытаскиваем его из сна, запихиваем еще сонное тельце в одежду, сильно

РЕБЕНОК РУГАЕТСЯ МАТОМРЕБЕНОК РУГАЕТСЯ МАТОМ

Многие родители нередко сталкиваются с такой ситуацией, когда их ребенок вдруг начинает произносить нецензурные слова. Родители недоумевают: ведь они всегда старались воспитать ребенка так, чтобы он был вежливым. И где

ФИЛИППИНСКИЙ ТЕСТ – БЫСТРАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕФИЛИППИНСКИЙ ТЕСТ – БЫСТРАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

У дошкольников в 5-6 лет происходит полуростовой скачок роста, который заключается в существенном удлинении рук и ног. Филиппинский тест — один из главных критериев «школьной зрелости». Проверка готовности к школе

ЕЩЕ ОДНА ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ТЕСТОВАЯ БЕСЕДАЕЩЕ ОДНА ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ТЕСТОВАЯ БЕСЕДА

Обычно в наших школах тестирование дошкольников перед поступлением в первый класс проводится проверка готовности к школе с помощью тестовой беседы, предложенной С.А. Банковым, которая позволяет определить степень психосоциальной зрелости (кругозор) ребенка.

«Закалённая» ли у Вас нервная система?«Закалённая» ли у Вас нервная система?

Ужа давно доказано, что все болезни от нервов. Если Ваш организм постоянно подвергается напряжению от неуравновешенной нервной системы, то и болеете Вы чаще. Насколько быстро Вы можете решить проблему и

ПОНЯТИЕ “ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ”ПОНЯТИЕ “ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ”

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙРЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

Как помочь ребенку стать менее агрессивным. Самое главное — научить ребенка разряжаться — избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Известен такой пример

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Мы знаем, что дети любят играть, поощряем их самостоятельные игры, покупаем игрушки.

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА УБИРАТЬСЯКАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА УБИРАТЬСЯ

Существуют причины, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Во-первых, порядок развивает. Мышление ребенка устроено таким образом, что его раз­витие происходит путем упорядо­чивания всего, что он видит. Если он постоянно

КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ СТРАХОВКАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ СТРАХОВ

В последнее время я все чаще сталкиваюсь в практике с родителями, вопрошающими. откуда берут истоки страхи у детей дошкольного возраста , какие причины страха у детей и как помочь ребенку

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ С РОДИТЕЛЯМИКАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

Совместный сон с малышом очень удобен для него и его мамы. Ребенок, который целых девять месяцев находился в теплом, мягком и тесном пространстве, после появления на свет не очень уютно

ЖАДНЫЙ РЕБЕНОК, ЧТО ДЕЛАТЬЖАДНЫЙ РЕБЕНОК, ЧТО ДЕЛАТЬ

Каждому родителю неоднократно приходилось видеть, как их дети порой слишком болезненно реагируют на то, что кто-то пытается взять их любимые игрушки. Малыш начинает кричать, плакать, злиться, ругаться или даже драться.

“ГДЕ НАШ ПАПА?”“ГДЕ НАШ ПАПА?”

В современном мире все чаще можно встретить женщин, которые решили родить ребеночка в одиночестве. И если раньше к таким женщинам относились с жалостью и сочувствием, а слово «безотцовщина» было неловким,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОРПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОР

В настоящее время я все чаще сталкиваюсь с такой неожиданной для меня проблемой – некоторые детки в возрасте от 2 до 4 лет бояться ходить по-большому…  Оказывается этот феномен вполне

СИБЛИНГИСИБЛИНГИ

Понятие «сиблинги» приобретает все большую популярность, означает это слово родных братьев и сестер, потомков одних и тех же родителей, детей одной семьи, но не близнецы. Так же термин употребляется и

День Святого Валентина — что подарить любимойДень Святого Валентина — что подарить любимой

Сейчас то время, когда каждый человек, который планирует свой день, время зря терять не будет. Потому, что время для каждого из нас — бесценное. В день Святого Валентина, отличным подарком

Ошибки начинающих волшебниковОшибки начинающих волшебников

«Измените жизнь к лучшему! Переведите свою жизнь на качественно новый уровень! Начните жить по-новому!» Как часто мы слышим эти смелые и многообещающие установки из разных источников, которые обещают нам, словно

Как влиять на поведение ребенкаКак влиять на поведение ребенка

Однажды решила ложка накормить манную кашу мальчиком. Манная каша вредная была, кушать не хотела. В тарелке расползалась, в ложку не садилась, кушать мальчика не хотела. И решила тогда ложка смекалку

Выход из детстваВыход из детства

Подростковый период – это промежуточная ступень между детством и зрелостью. Как правило, он делится на три подгруппы: подростковый возраст 12-13 лет, раннее юношество 14-15 лет и юношество 16-17 лет. В

Навыки эффективного влияния на людей. Часть 2Навыки эффективного влияния на людей. Часть 2

Следующий навык — уверенность в себе. Наличие этого навыка у коммуникатора самым непосредственным образом влияет на психологическоесостояние собеседника и, как итог, на результативность встречи с ним. Чувствуя уверенность коммуникатора, собеседник проникается

контигоконтиго

Contigo Трасса несложных, функционально инноваторских, безобидных для находящейся вокруг среды термокружек и бутылей для воды. Contigo может помочь людям комфорто одолевать каждодневными хлопоты и отыскивать правильные заключения. Продукция контиго –